English Russian
Moscow, July 2009

Authorization

Comments feed

Partners

Комментарии к альбому

Великие люди нефтегаза

Барикаева Наталия Анатольевна
написано: 17 March 2010 в 16:33
не за что)))) специально вчера покопалась в нете, чтоб побольше информации собрать)))
Барикаева Наталия Анатольевна
написано: 17 March 2010 в 16:32
ну так 1846 год все-таки)))
Барикаева Наталия Анатольевна
написано: 17 March 2010 в 16:30
Да, в Азербайджане много, что связано с нефтью, было впервые)))
Цурикова Татьяна Сергеевна
написано: 17 March 2010 в 15:42
блин. круто все таки) хоть побольше узнаем о нефтяной промышленности СССР даже, а не России :) очень интересные факты, спасибо)
Цурикова Татьяна Сергеевна
написано: 17 March 2010 в 15:42
на мельницу похожа если честно)))))
Цурикова Татьяна Сергеевна
написано: 17 March 2010 в 15:25
мда, шикарно) очень интересная информация надо признать, тут реально можно знаний понабраться :)
Цурикова Татьяна Сергеевна
написано: 17 March 2010 в 15:22
ого, не знала что они первыми стали добывать нефть в открытом море)) удивлена приятно))
так же как и то удивило, что они являлись первыми в мире по добыче)) не знала, интересный факт)
Цурикова Татьяна Сергеевна
написано: 17 March 2010 в 15:19
как хорошо что я разработчик) но еще лучше что у меня еще и специализация есть)
Ольга
написано: 17 March 2010 в 15:05
такой номинации нет) в том году не знали, что с вашими транспортщиками делать))
Цурикова Татьяна Сергеевна
написано: 17 March 2010 в 14:58
про Шухова я слышала когда мы изучали Строительство и эксплуатацию нефтегазопроводов :))
Цурикова Татьяна Сергеевна
написано: 17 March 2010 в 14:57
не слышала о нем, но могу сказать почти с уверенностью в 100 %, что на такой специальности как "сварочное производство" у нас в институте транспорта его знаю и боготворят :))) (кстати институт транспорта вообще не представлен от ТюмГНГУ)
Ольга
написано: 17 March 2010 в 13:30
Таран Владимир Диомидович (1905-1970) относится к плеяде ведущих ученых в области сварки и монтажа магистральных трубопроводов и конструкций. Являлся руководителем и непосредственным исполнителем важнейших научных исследований в области металловедения, применения радиоактивных изотопов и электронной микроскопии; инициатором и организатором подготовки в вузах СССР инженеров-механиков по специальности "Сооружение газонефтепроводов, газохранилищ и нефтебаз" и основателем аспирантуры по этой специальности.




За 40 лет своей деятельности В.Д. Таран прошел большой и плодотворный путь от инженера-производственника до крупного ученого и педагога. Он был одним из ведущих ученых нашей страны в области монтажа и сварки магистральных трубопроводов, резервуаров и других конструкций. В 1934 году Таран В.Д. поступает в трест "Нефтепроводстрой" Главнефти НКТП для работы на строительстве нефтепровода Каспий-Орск в должности старшего инженера. Под его руководством организована лаборатория по вопросам совершенствования техники сварки трубопроводов и резервуаров. В 1938 году, после защиты кандидатской диссертации на тему: "Повышение качества стыков магистральных нефтепроводов”, он назначается на должность заведующего кафедрой нефтяного материаловедения.




В 1942-1943 г. В.Д. Таран командируется на строительство продуктопровода «Астрахань – Саратов» для решения проблем связанных с использованием газопрессовых механизированных установок. Сложность получения сварных соединений заключалась в том, что степень нагрева стыка контролировалась визуально и оператору требовался большой навык, чтобы получать качественные сварные соединения. Кроме этого газопрессовая сварка труб была мало изучена к этому времени и потребовались его большие усилия воли и ответственность, чтобы в процессе строительства внести некоторые коррективы в изменении угла подготовки кромок и др., что намного позже, после окончания войны, много дискутировалось в научной литературе.




В трудные военные годы Владимир Диомидович опубликовал две монографии: "Сварка трубопроводов". Госстройиздат. Москва. 1944 г., "Сварка газопроводов”. Москва. Гостоптехиздат. 1945 г. Разработал "Метод производства линейных сварочных работ при сооружении магистральных трубопроводов" (Авторское свидетельство. 1941 г.), для совершенствования процесса сварки в трассовых условиях предложил "Электроды для сварки с целлюлозным покрытием". (Авторское свидетельство РИ-56-42. 1942 г.). Кроме этого была предложена конструкция “Вертикального резервуара для нефтепродуктов” (Авторское свидетельство № 47042. 1941 г.).




Знания В.Д. Тарана были особенно востребованы после войны, когда он принимал активное участие в сооружении первых газопроводов большой протяженности Саратов – Москва, Дашава – Киев – Москва, московских газовых сетей, строительстве и реконструкции нефтебаз как эксперт и консультант.
Владимиром Диомидовичем были реализованы исследовательские работы по расследованию аварий на резервуарах и установлены критерии применения различных марок сталей при сооружении листовых конструкций в различных климатических зонах.
Ольга
написано: 17 March 2010 в 13:28
ШУХОВ ВЛАДИМИР ГРИГОРЬЕВИЧ (26.08.1853–02.02.1939) родился в городе Грайвороне Курской губернии в дворянской семье. В 1871 после окончания с отличием в 1871 гимназии в Санкт-Петербурге блестяще сдал вступительные экзамены в Императорское Московское техническое училище (ныне МВТУ имени Н. Э. Баумана).
В России в конце 1870-х интенсивно развивались многие отрасли производства: металлургия, машиностроение горное и нефтяное дело.




В 1878 Шухов принял предложение приехавшего из Америки А.Бари руководить отделением строительной технической конторы в Баку. Он проектировал и затем руководил работами по постройке в России нефтепроводов фирм «Бр. Нобель», «Лианозов и К°» (1880) и первого в мире мазутопровода с подогревом. Первым в России стал его нефтепровод Балаханы – Черный Город (Баку) длиной около 11 км, который оказался родоначальником сети стальных подземных магистралей в России.
В Баку Шухов занимался вопросами проектирования нефтяной техники. Для подъема нефти из скважин он создал конструкцию шнурового насоса непрерывного действия и ряд других конструкций насосов для подъема и перекачки нефтепродуктов, разработал методы их расчета, предложил метод подъема нефти с помощью сжатого воздуха (эрлифт).




В 1880 техническая контора Бари переехала из Петербурга в Москву, Шухов стал ее главным инженером и создал проектно-конструкторское бюро и монтажную группу но сборке металлических конструкций. В то время в промышленности возникла необходимость в простых рациональных конструкциях для хранения и перевозки нефти. Уже в Баку Шухов впервые ввел в практику цилиндрические резервуары уменьшенного веса с переменной толщиной стен и облегченным фундаментом (взамен применявшихся в США тяжелых резервуаров, квадратных в плане).




Важный вклад Шухов внес и в развитие нефтяной гидравлики и по праву считается ее основоположником.
В статье «Нефтепроводы» (1884) и в книге «Трубопроводы и их применение в нефтяной промышленности» (1894) Шухов предложил точные математические формулы для описания процессов протекания по трубопроводам нефти, мазута, создав классическую теорию нефтепроводов. Для удобства использования этих исследований на практике он составил таблицы экономичных значений скорости движения жидкостей по трубам, а также толщины стенок труб в различных условиях перекачки.




В период нефтяного бума в России в 1880–1890-е перегонка нефти была еще очень несовершенной. Столкнувшись с почти неизвестной ему технологией переработки нефти, Шухов в 1886 совместно с Ф.Инчиком и позднее с С.Гавриловым создал аппараты для непрерывной переработки нефти и ее тяжелых фракций (мазутов) с разложением – крекинг. Ранее известный процесс крекинга нефти был им доведен до стадии создания промышленной установки.




Академики П.П.Лазарев и А.Н.Крылов справедливо назвали Шухова первым и истинным изобретателем крекинг-процесса.
Цыганова Вера
написано: 17 March 2010 в 11:10
Азербайджан, обладающий глубоким нравственным, культурным, научно-экономическим
потенциалом, имеющий выгодное географическое и политическое положение, в то же время
богат природными ресурсами. В ряду природных богатств главное место занимает нефть. В
результате глобальной, широкомасштабной и разносторонней экономической политики, мудро и
дальновидно, с глубокой убежденностью и решительностью, целенаправленно и последовательно
осуществленной общенациональным лидером азербайджанского народа Гейдаром Алиевым, сегодня
нефть принадлежит ее истинному владельцу - азербайджанскому народу и служит укреплению
политической независимости, экономическому прогрессу и благосостоянию населения.

Азербайджанская нефтяная промышленность за свою 150-летнюю историю прошла большой путь
развития. Однако, лишь после приобретения независимости в конце XX столетия
азербайджанский народ получил возможность сполна воспользоваться своими природными
богатствами.

Превращение этой возможности в реальность произошло благодаря гению Гейдара Алиева.

Азербайджан, снискавший во всем мире известность как древний край нефти, еще в середине
XIX века освоил промышленный способ добычи нефти. Скважина, пробуренная в 1848 году в
Баку, на месторождении Бибиэйбат, ударила фонтаном нефти и тем самым положила начало
промышленному способу добычи "черного золота". Уже в 1899 году Азербайджан вышел на
первое место в мире по добыче и переработке нефти, дав при этом половину мировой добычи.
С 70-х годов XIX века в азербайджанскую нефтяную промышленность начал огромным потоком
течь иностранный капитал. С развитием нефтяной промышленности в Азербайджане родилось
целое поколение отечественных предпринимателей. Своим умением, талантом и трудолюбием
Гаджи Зейналабдин Тагиев, Муса Нагиев, Шамси Асадуллаев и другие превратились в
нефтепромышленников, проделали большую работу во имя блага народа, нации.

В годы Второй Мировой войны 75% нефти, добываемой в Советском Союзе, приходилась на долю
Азербайджана. Обеспечивая фронт топливом, республика сыграла большую роль в победе над
фашизмом.

В 1949 году ударил первый фонтан на открытом море, со скважины в расположенном в 100 км
от Баку уникальном по тем временам месторождении Нефтяные камни. Таким образом, было
положено начало новому этапу морской нефтедобычи. Азербайджан впервые в мире стал
добывать нефть в открытом море.

70-80 годы XX века отмечены небывалыми достижениями нефтяной промышленности, стали годами
его дальнейшего развития, укрепления материально-технической базы. Успехи нефтяной
промышленности тех лет связаны с именем руководившего республикой Гейдара Алиева.

Эти годы охарактеризовались освоением азербайджанскими нефтяниками более глубоких
залежей. В результате целенаправленных мероприятий того периода нефтяная промышленность
окрепла и была создана его широкая инфраструктура. Для разработки морских месторождений
Азербайджана в республику были завезены буровые установки, специализированные суда для
строительных работ на море, техника и оборудование, построен Бакинский завод
глубоководных оснований. Наряду с этим, имел место больший рывок в развитии
нефтепереработки, нефтехимической промышленности и нефтяном машиностроении.

Неоценима историческая заслуга Гейдара Алиева в организации и претворении в жизнь
плановых геологоразведочных работ на Каспии в начале 70-х годов прошлого столетия.
Сегодня с уверенностью можно сказать, что проделанная в те годы Гейдаром Алиевым работа
во всех сферах жизни, в т.ч. и в нефтяной промышленности, составляла основу его
дальновидных планов - намерения вести Азербайджан к "Контракту века", а значит к
независимости народа и его благополучию.

В первые годы независимости рост добычи нефти и газа рассматривался как одно из основных
средств преодоления стоящих перед страной экономических и социальных неурядиц. В этих
условиях ограниченность финансовых средств сделала привлечение в страну иностранных
инвесторов стратегически злободневной. Однако, наряду с агрессией Армении, страну
потрясали внутренние противоречия, неустойчивость, самоуправство, что, естественно
отпугивало западные нефтяные компании. Одновременно, в ходе ведущихся переговоров не
соблюдались экономические интересы Азербайджана.

Ведущиеся с конца 80-х годов переговоры с нефтяными компаниями, проявляющими интерес к
азербайджанской нефти, к весне 1993 года подходили к завершению. В тот период Азербайджан
был близок к подписанию такого соглашения, который не только не учитывал интересы народа,
но и создавал условия для грабежа бесценных природных запасов, что нанесло бы огромный
ущерб экономике страны.

Лишь возвращение к власти Гейдара Алиева по воле, призыву и настойчивости народа положило
начало судьбоносным изменениям в политической и экономической жизни Азербайджана.

Обсуждения, переговоры по нефтяным соглашениям фактически начались с нуля и, наконец,
после трудного процесса переговоров были достигнуто соглашение, полностью отвечающее
интересам Азербайджана. 20 сентября 1994 года в Бакинском Дворце "Гюлистан" было
заключено соглашение между западными нефтяными компаниями и независимым Азербайджаном.
Открылась светлая страница новейшей истории Азербайджанской Республики. Соглашение,
впоследствии заслуженно названное "Контрактом века", действительно навеки внесено в
нефтяную летопись Азербайджана. Подписание и реализация соглашения, получившего в мире
известность как "Контракт века", являются наглядным свидетельством претворения в жизнь
новой нефтяной стратегии, разработанной выдающимся политиком Гейдаром Алиевым и
составляющей концепцию экономического развития независимого Азербайджана.

Вот что сказал Гейдар Алиев о пути, начавшегося с "Контракта века": "С 1994 года
Азербайджан претворяет в жизнь свою нефтяную стратегию и основной смысл, основные
принципы этой стратегии заключается в эффективном использовании богатого природного
состояния Азербайджана, в т.ч. нефти и газа, на благо народа".

За истекший период при непосредственном участии Гейдара Алиева в величественных дворцах
Баку, а также больших столицах мира - Вашингтона, Москвы, Лондона, Парижа заключены 21
нефтяное соглашение с зарубежными компаниями. Сегодня в реализации этих соглашений
принимают участие 30 нефтяных компаний из 14 стран. Заключенные соглашения предполагают вложение в нефтегазовую промышленность Азербайджана около 60 миллиардов долларов США. Из этой суммы 4,5 млрд. уже инвестированы в страну. В настоящее время углеводородные запасы Азербайджана по всем категориям составляют более 4 млрд. тонн, что относит Азербайджан к числу крупнейших нефтяных регионов мира.

17 апреля 1999 года в истории независимого Азербайджана произошло еще одно чрезвычайно
важное событие. При участии Президента Азербайджанской Республики Гейдара Алиева,
президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе и президента Украины Леонида Кучмы прошла церемония
ввода в эксплуатацию нефтепровода Баку-Супса и терминала Супса, расположенного на
Черноморском побережье Грузии. Через порт Супса начался экспорт на мировые рынки нефти,
добытой с месторождения "Чыраг" и впервые азербайджанская нефть потекла не север, а на
запад.

Реальная жизнь еще раз подтвердила обоснованность многовариантной экспортной стратегии,
построенной на долгосрочных стратегических интересах Азербайджана дальновидным
общенациональным лидером Гейдаром Алиевым, его умение точно балансировать политические,
экономические, коммерческие и иные риски.

Одним из основных направлений нефтяной стратегии Гейдара Алиева является экспорт нефти на
мировые рынки. Успешно завершилась проделанная большая работа по реализации проекта
основного экспортного трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан, рассчитанного на обеспечение
долгосрочной защиты интересов Азербайджана, развитие широкомасштабного экономического
сотрудничества, доставку на мировые рынки все возрастающей добытой нефти. Лишь благодаря высокому авторитету Гейдара Алиева и политическим диалогам глав государств и правительств, постоянным переговорам с представителями деловых кругов, руководителям нефтяных компаний удалось достичь подписания межгосударственного соглашения о транспортировке азербайджанской нефти в Турцию.

В ходе состоявшегося в Стамбуле Саммита глав государств - членов ОБСЕ президент
Азербайджанской Республики Гейдар Алиев, президент Грузии Эдуард Шеварднадзе и президент
Турецкой Республики Сулейман Демирель подписали 18 ноября 1999 года Соглашение "О
транспортировке сырой нефти по основному экспортному трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан
через территории Азербайджанской Республики, Грузии и Турецкой Республики". Одновременно
президенты Азербайджанской Республики, Грузии, Турецкой Республики, Республики Казахстан
и США подписали "Стамбульскую Декларацию", в которой выражена поддержка проекту. Таким
образом, Гейдаром Алиевым был предпринят очередной шаг на обеспечение долгосрочных
политических, экономических интересов Азербайджана, осуществление широкомасштабного
международного сотрудничества, утверждения в регионе мира, стабильности и безопасности.

Глубоко продуманная Гейдаром Алиевым нефтяная стратегия превратила Азербайджан в
государство, первым освоившим громадный энергетический потенциал Каспийского моря и
сформировавшем качественно новую экономическую модель развития региона, расширившим
политические и экономические связи между Европой и Азией, реализовавшем такие громадные
проекты как ИНОГЕЙТ, ТРАСЕКА и др., сыгравшем важную роль в развитии Кавказского
транспортного коридора, имеющим большой вес в Прикаспийском и Кавказском регионе, ставшем
одним из мировых центров нефти.
Цыганова Вера
написано: 17 March 2010 в 10:51
Одним из направлений нефтяной стратегии является транспортировка азербайджанской нефти на
мировой рынок. С целью реализации проекта основного экспортного нефтепровода
Баку-Тбилиси-Джейхан, имеющего стратегическое значение для транспортировки нефти на
мировые рынки, обеспечения долгосрочной выгоды Азербайджана, развития широкомасштабного
международного экономического сотрудничества и увеличения добычи нефти в регионе были
проведены напряженные переговоры, которые завершились успешно.
Впервые о строительстве этого трубопровода, как основного экспортного нефтепровода, стало
известно на встрече президентов Азербайджана, Грузии и Турции в Трабзоне 26 апреля 1998
г. 29 октября 1998 г. подписанием президентами Азербайджана, Грузии, Турции, Казахстана и
Узбекистана, а также министром энергетики США Анкарской декларации о поддержке
строительства основного экспортного нефтепровода по маршруту Баку-Тбилиси-Джейхан была
достигнута предварительная договоренность по этому проекту.

Результатом этого стало заключение в ходе саммита ОБСЕ в Стамбуле 18 ноября 1999 г. во
Дворце "Чыраган" соглашения о транспортировке сырой нефти по территориям Азербайджанской
Республики, Республики Грузия и Турецкой Республики. Соглашение было подписано
президентами Г.Алиевым, Э. Шеварднадзе и С. Демирелем. С целью поддержки проекта
Баку-Тбилиси-Джейхан, привлечения к нефтяному проекту Казахстана и Туркмении, при
свидетельстве США между Азербайджаном, Грузией, Турцией, Казахстаном и Узбекистаном была
подписана Стамбульская декларация. Логическим продолжением стало начало строительства в
Сангачале 18 сентября 2002 г. трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан.

Стыковка азербайджанской части БТД с грузинской частью произошла в октябре 2004 г. 28 мая
2006 года азербайджанская нефть дошла до Джейхана, и 4 июля первый танкер, загруженный
нефтью, отбыл в путь. 13 июля 2006 года в Джейхане состоялась торжественная церемония
открытия крупнейшего энергетического проекта XXI века – основного экспортного
трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан имени Гейдара Алиева.

На строительство нефтепровода длиной в 1774 км, протягивающегося с Сангачальского
терминала до средиземноморского порта Турции Джейхан, было затрачено 4 миллиарда
долларов. Оператором проекта является компания«BP». Акционерами BTC Ko., созданного для
строительства и эксплуатации нефтепровода, являются «BP» (30,1 %), ГНКАР (25 %),
«Shevron» (8,9%), «Statoil» (8,71 %), «TPAO» (6,53 %), «ENI» (5 %), «Total» (5 %),
«Itochu» (3,4%), INPEX (2,5%), «ConocoPhillips» (2,5 %) и «Amerada Hess» (2,36 %).
Этапным событием в сооружении БТД стало подписание пакета документов о финансировании
этого проекта, состоявшееся в фев. 2004г. в Баку. Представители правительств
Азербайджана, Грузии и Турции, компании ВТС Со. и кредиторов подписали документ под
названием «Подтверждение соглашения между акционерами ВТС Со. с правительствами
стран-обладательниц транзитных территорий, по которым проходит трубопровод БДТ». Этим
соглашением подтверждается, что права и обязанности акционеров ВТС Со. распространяются
также на кредиторов. Всего в пакет соглашений о кредитовании проекта входит 208
финансовых документов, подписанных представителями 78 различных организаций, вовлеченных
в реализацию проекта.

Первоначальная стоимость проекта составляла 2,95 млрд.долл. Однако, с учетом объема
нефти, необходимого для заполнения трубопровода и выплаты процентов по кредитам, она
возрастет до 3,6 млрд.долл., в т.ч. стоимость турецкой части проекта увеличилась с 1,3 до
1,4 млрд.долл. Приблизительно 30% расходов финансируют сами акционеры, остальные 70%
выделяют международные финансовые институты, в т.ч. ЕБРР, Международная финансовая
корпорация, агентства по кредитованию экспортных операций и страховые компании по
политическим рискам из 7 стран, а также синдикат из 15 банков.

Нефтепровод БТД предусматривает прокачку 50 миллионов тонн азербайджанской нефти в год. В
будущем этот нефтепровод позволит транспортировать на мировые рынки не только
азербайджанскую нефть, но и станет основным магистральным трубопроводом для стран
Шелкового пути и тюркоязычных стран.

Нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, кроме того, что имеет большое значение для
Азербайджана, Грузии, Турции, в целом Европы и всего мира с точки зрения экономической,
политической, а также обеспечения энергетической безопасности, он помимо всего прочего
предотвратит чрезмерное нагрузку черноморских проливов Турции.
Цыганова Вера
написано: 17 March 2010 в 10:46
20 сентября 1994 года во дворце "Гюлистан" в Баку был заключен договор типа СРП
(соглашение о разделе продукции) относительно разработки глубоководных месторождений
«Az?ri», «?iraq», «G?n??li»., находящихся в азербайджанском секторе Каспия. Названное,
исходя из исторического, политического и международного значения "Контрактом века"
соглашение нашло свое отражение на 400 страницах и 4 языках. В "Контракте века" приняли
участие 13 компаний («Amoko», «BP» , «McDermott», «Unocal», ГНКАР, ЛУКойл, «Statoil»,
«ExxonMobil», «T?rkiy? Petroleri», «Pennzoil», «Itochu», «Ramco», «Delta-Hess») из 8
стран (Азербайджан, США, Великобритания, Россия, Турция, Норвегия, Япония, Саудовская
Аравия). Тем самым началось успешное претворение в жизнь "Новой нефтяной стратегии" и
доктрины. Ратифицированный Милли Меджлисом Азербайджанской Республики "Контракт века"
вступил в силу 12 декабря 1994 года. По первоначальным расчетам, предполагаемые запасы
нефти составляли 511 млн. тонн. Однако последовавшее затем оценочное бурение показало
наличие 730 млн. тонн и в этой связи объем инвестиций, необходимых для разработки
месторождений, был принят в размере 11,5 млрд. долларов США. 80% общей чистой прибыли
достается Азербайджану, оставшиеся 20% - инвесторам.
Подписание «Контракта века» инициировало заключение в последующие годы еще 20 контрактов
по созданию международных консорциумов по освоению шельфовых месторождений нефти и газа.
В настоящее время в Азербайджанской Республике подписан и ратифицирован Милли Меджлисом
21 контракт. Участниками этих контрактов являются 33 иностранные компании из 15 стран
мира. Кроме того на данный момент действуют примерно 130 сервисные компании из
Великобритании, 111 из США, десятки компаний из Франции, Германии, Швеции, Японии,
Италии, Португалии, Новой Зеландии и других стран. Объем производства нефти по сроку
действия контракта, то есть 30 лет, достигнет 2,3-3,1 млрд. тонн нефти или в среднем
70-100 млн. тонн нефти ежегодно (для сравнения отмечу, что за 1970-2000 годы было добыто
лишь 245 млн. тонн нефти). За эти годы объем иностранных инвестиций в нефтяной сектор
Азербайджана составит в среднем 50-60 млрд. долларов США. По «Контракту века»
предусматривается добыть 650 млн. тонн нефти, из которых 320 млн. тонн будут принадлежать
Азербайджану. За 2001-2007 годы на долю Азербайджанской Республики выпала только 1/3
дохода, половина нефтедолларов пошла на покрытие расходов консорциума, начиная с 2008
года, когда «BP» покрыла свои расходы, доля Азербайджана в прибыли увеличилась до 80%.
Цыганова Вера
написано: 17 March 2010 в 10:43
Первая нефтяная скважина в мире была пробурена на Биби-Айбатском месторождении вблизи
Баку в 1846 году, более чем на десятилетие раньше, чем была пробурена первая скважина в
США. С этим событием связывают начало современной нефтяной промышленности.
Цыганова Вера
написано: 17 March 2010 в 10:28
Гаджи Зейналабдин Тагиев — азербайджанский миллионер и меценат, действительный статский
советник.

Гаджи Зейналабдин Тагиев родился в 1823 году.[1] Родился и рос он в бедной неимущей семье
башмачника Таги. Мать, Умии ханум, скончалась, когда мальчику было десять лет. Он был
трудолюбивым и терпеливым человеком. Точная дата рождения Зейналабдина Тагиева до сих пор
вызывают споры из-за неграмотности его родителей и несколько запутанной системы
регистрации рождения по религиозным книгам. По мнению некоторых исследователей, подобные
расхождения отчасти могут объясняться желанием «омолодить» себя при вступлении во второй
брак. В 10 лет отец устраивает его подмастерьем к одному из бакинских каменщиков. Тагиев
начинает таскать кадки с раствором. В 12 лет он уже обтесывал камни, а в 15 лет начинает
работать каменщиком. Вскоре становится строителем-подрядчиком. Уже обладая немалым
состоянием, Тагиев лично контролировал строительство всех своих домов, в частности
каменотёсные работы. Об этом можно судить хотя бы по каменной отделке тагиевских зданий —
дворца или женской школы(ныне Музей истории и Рукописный фонд при НАНА). В 20-летнем
возрасте Тагиев приступает к подрядным работам, а затем пробует себя в торговле
мануфактурой. В 1870 ему уже принадлежал небоьшой керосиновый завод с двумя котлами.
Успех в керосиновом производстве привёл к созданию компании «Г. З. А. Тагиев».

В 1873 году Тагиев с компаньонами арендовал землю в Биби-Эйбате. Расходы с каждым днём
росли, а нефти всё ещё не было. Купив у компаньонов их долю он становится единоличным
владельцем участка земли. Наконец из скважины забил фонтан чёрного золота. Тагиев
понимал, что для увеличения доходов надо вкладывать инвестиции и в другие отрасли.
Разбогатев, Тагиев первым делом прокладывает шоссейную дорогу из города до своего
промысла, что находился в Биби-Эйбате, а затем удлиняет её до Биби-Эйбатской мечети. К
началу 80-ых годов 19 века тагиевской фирме принадлежали 30 десятин нефтеносной земли в
селениях Балаханы и Биби-Эйбат, две шхуны для перевозки нефтепродуктов, склады в
Царицыне, Нижнем Новгороде и Москве, два завода:керосиновый и по выпуску смазочных масел.
В связи с созданием фирмы «Мазут» — торгового предприятия ротшильдовского
Каспийско-Черноморского товарищества — по совету Гаджи Зейналабдина местными
капиталистами во главе с Чолаг Агабалой Гудиевым было создано акционерное общество
нефтепровода «Баку—Батуми». Нефтепровод, считавшийся в то время грандиозным сооружением,
должен был протянуться от Баку на 800 километров — через Куринскую низменность, склоны
Малого Кавказа, подножье Сурамской крепости и Реонскую низменность, — соединив берег
Каспия с берегом Черного моря. С вводом в действие нефтепровода бакинская нефть открывала
себе широкую дорогу на международные нефтяные базары. Строительство нефтепровода началось
в 1897 году, а завершили его десять лет спустя — в 1907 году. В начале ноября 1887 года
Тагиев вместе с пятью другими капиталовладельцами создал акционерное общество
конно-железных дорог. В городе началось сооружение конки. Дорога вступила в строй в 1892
году и произвела настоящую революцию в городском транспорте. В начале века заработала
хлопчатобумажная фабрика Гаджи Зеналабдина Тагиева. Хозяин построил для рабочих мечеть, а
для их детей — школу, из различных мест пригласил учителей, установил для них приличное
жалованье, организовал для рабочих вечерние курсы самообразования, открыл аптеку и
медпункт. Построил мельницу. Труднее всего оказалось добиться разрешения на постройку
фабрики. Завязалась ожесточенная борьба с 28 крупнейшими фабрикантами во главе с «королем
русского текстиля» Саввой Морозовым. Их тревожила близость к Баку хлопковых плантаций, в
результате чего себестоимость продукции будет намного ниже. Они опасались выпустить из
рук рынки сбыта в Иране и Турции, в русском Туркестане. Да и в самом Закавказье бязь
неминуемо упадет в цене. Та же самая угроза нависла над рынками сбыта на Ближнем Востоке
и в Средней Азии, во всем мусульманском мире. О сложившейся ситуации проведал бухарский
эмир. Он предложил Тагиеву построить фабрику либо в самой Бухаре, либо в Самарканде или
Хиве, обещая, что обеспечит производство дешевым и добротным сырьем. Тагиев отклонил его
предложение, заявив, что фабрика нужна Баку. Следует отметить, что в конце XIX века,
прежде чем строить фабрику, Гаджи Зейналабдин приобрел в Джеванширском уезде 26 тысяч
десятин территории, именуемой «Эльдар мюлькю» — «Эльдаров надел». В первый же год он
расширил здесь посевы хлопка с 40 до 250 десятин, урожайность хлопчатника выросла в шесть
раз. В деле получения разрешения на строительство фабрики положительную роль сыграл
высокопоставленный чиновник из Петербурга по фамилии Ермолов. Как бы там ни было, фабрика
была отстроена и пущена в ход. Однако разозленные конкуренты устроили ночью пожар на
фабрике. Рабочие своими силами потушили пожар, однако урон оказался значительным. Сгорели
склады с готовой продукцией, вышла из строя часть оборудования. Фабрика Тагиева стала в
России одним из предприятий, оснащенных самой современной для того времени техникой. Сюда
завезли из Европы две с половиной тысячи различных механизмов. Ткацкие станки закупили в
Англии. Предприятие должно было выпускать тридцать миллионов аршин бязи в год. По тем
временам это означало миллион 700 тысяч рублей золотом. Бакинская текстильная фабрика,
двадцать девятая по счету в России, стала новой отраслью производства в Азербайджане. Она
была первым и единственным предприятием подобного рода на всем Кавказе. Этой фабрике
разрешили выпускать только бязь. Фабриканты центра России воспрепятствовали выпуску на
этой фабрике ситца и других тканей. Продукция фабрики на первых порах продавалась в
Закавказье, Туркестане и Персии. Спустя несколько лет бязь с тагиевской фабрики пошла во
все мусульманские страны. Её покупали для погребения покойников, из неё делали покаянное
одеяние те, кто совершал паломничество к святым местам — в Мекку, Кербелу, Хорасан. Ведь
эта бязь была выткана на фабрике мусульманина руками правоверных рабочих и мастеров.
Пустив в ход фабрику, Тагиев решил расширить ткацкое дело в Закавказье и отправил в
Тифлис Алескер-бека Махмудбекова, поручив тому арендовать землю. Вскоре по улице
Михайловской выросло здание ещё одной тагиевской фабрики, выпускающей бязь. Сырьем её
снабжали западные районы Азербайджана, занимающиеся хлопководством. Транспортные расходы
были минимальными, а себестоимость продукций низкой.

За добросовестное и отчетливое выполнение работ по военно-инженерному ведомству с 1868 по
1871 годы награждён серебряной медалью с надписью «За усердие», за устройство своими
средствами водопровода в Баку награждён той же медалью, состоял также почетным
попечителем Бакинской Мариинской женской гимназии, почетным смотрителем Тифлисского
мусульманского училища Алиева учения, попечителем и учредителем сельскохозяйственной
школы садоводства в селении Мардакян Бакинского уезда, почетным членом благотворительного
общества судебного ведомства. Имел орден Святого Станислава третьей степени, три золотые
медали, три серебряные, из иностранных орденов — три персидских ордена Льва и Солнца и
одну бухарский золотой орден «Восходящей звезды» первой степени. 17 августа 1905 года был
пожалован почетным титулом советника коммерции за полезную деятельность в области
отечественной торговли и промышленности, а 25 января 1907 года в действительные статские
советники.

Гаджи Зейналабдин Тагиев остался в памяти народа, как щедрый меценат. В частности, он
сделал следующие пожертвования в благотворительных целях: на здание мусульманского
благотворительного общества в Петербурге — 11000 рублей, для женской русской школы
«Святая Нина» — 5000 рублей, на ремонт мечетей Кавказа и Дагестана — 5000 рублей, для
благоустройства Бакинского кладбища-5000 рублей, на ремонт Астраханской мечети — 5000
рублей, на строительство здания медресе в Тегеране — 55000 рублей, в помощь школе
«Саадат» — 5000 рублей, для детей сирот, для больных женщин и вдов — 8500 рублей, для
коммерческого училища и обучения мусульманских ребятишек — 50000 рублей и.т.д.
Действовавшие в Баку мусульманское, русское, армянское и еврейское благотворительные
общества избрали Тагиева почетным председателем. Он посылал талантливую молодежь на учёбу
в вузы Москвы, Казани, Петербурга, европейские университеты. Он строил здания для школ,
оказывал материальную помощь и поддержку интеллигентам,. На пособия Тагиева учился и
Нариман Нариманов. Тагиев выступая сказал:"Да знаете ли вы кто такой Нариманов? У него в
кармане нет ни гроша и учится он на мои деньги. А сейчас он явился сюда и ведёт
революционную пропаганду, пытается и вас сбить с пути истинного". Услышав эти слова,
Нариманов, немедля, отказался от пособия. Однако Тагиев не исключил фамилию Нариманова из
списка студентов.

В 1883 году он строит на свои средства здание драматического театра. В 1893 году Гаджи
Зейналабдин значительно расширяет здание театра. В 1909 году реакционеры подожгли театр,
но Тагиев отстроил его заново. В 1910 году праздновалось тридцатилетие первой театральной
постановки в Баку. В связи с этим событием Узеир Гаджибеков сочинил даже торжественный
марш. Когда Гаджи Зейналабдин появился в театре, его приветствовали весьма почтительно:
оркестр заиграл марш, артисты с уважением расступились, а весь зал, стоя, аплодировал
щедрому меценату. Произведение Наримана Нариманова «Надир-шах афшар» также было издано на
средства миллионера Тагиева, равно как и произведения Солтана Меджида Ганизаде.
В то время заключенных содержали на острове Наргин. Родные и близкие находящихся там
заключенных с большим трудом добирались туда и обратно. В конце концов, народ обратился к
Гаджи Зейналабдину с просьбой помочь ему в этом деле. Тагиев, недолго думая, отдал под
тюрьму пятиэтажное здание мельницы, которую он выстроил между Куба-мейданы (площадь
Физули) и Кёмюр-мейданы. По этому поводу существует и другая версия: будто Тагиев
предоставил только что отстроенное здание мельницы в распоряжение тюремного ведомства по
просьбе некоего высокопоставленного чиновника, назначенного в Баку. Тот в разговоре с
Гаджи пожаловался, что содержать заключенных на Наргине довольно накладно, к тому же
служащие тюрьмы испытывают трудности, вынужденные постоянно курсировать между морем и
сушей. Тогда-то Тагиеву и пришла в голову идея отдать под тюрьму мельницу. Мукомольные
машины и оборудование, выписанные из-за границы, разместились в новом здании. Оно было
построено недалеко от текстильной фабрики. Здесь же, близ фабрики, Тагиев выстроил дом
для себя и своей семьи.

Тагиев внёс огромный вклад в развитие образования, открыв первую мусульманскую школу для
девушек. Духовенство опять встало на пути у Тагиева. Противники открытия школы оскорбили
сторонников Тагиева: дом кази Мирмагомеда чуть не сожгли, а ворота ахунда Абутураба
измазали нечистотами. Тагиев посылает молу Мирза Мухаммеда по святым местам за
разрешением от самых уважаемых мужтахидов. В 1901 году вложив 300 тыс. рублей Тагиев
открывает первую в Баку женскую школу. Это была единственная школа европейского типа не
только в Баку и Азербайджане но и во всём мусульманском мире. Школа находилась на
Николаевской улице. Сейчас здесь размещается Институт рукописей Академии наук
Азербайджана. Здание школы занимало место в 864 квадратных сажени. Своей красотой,
лаконичностью и строгим изяществом оно вписало новую блестящую страницу в архитектуру
Николаевской улицы. Первым директором школы была Ганифа Меликова(жена Гасан бека
Зардаби).В школу приняли 58 девочек, 35 из них были из бедных семейств. Их освободили от
платы за учение. Расходы на питание и одежду взялся возмещать Тагиев. Школа представляла
собой закрытый пансион. Пансионеркам разрешалось навещать родителей один раз в неделю —
по пятницам, с 10 до 17 часов дня. Занятия в школе начались 7 сентября 1901 года. А 9
сентября состоялась праздничная церемония открытия. По этому случаю пришло множество
поздравительных телеграмм из Крыма, Узбекистана, Петербурга,Казани и других мест. Сенатор
Янковский, к примеру, писал Тагиеву: «Желаю успехов Школе, для открытия которой вы
приложили столько усилий…». А Тагиев, выступая перед собравшимися, сказал: «Эту женскую
школу мы должны в будущем превратить в гимназию. Сие моя заветная мечта». На церемонии
открытия выступало много интеллигентов. Среди тех, кто не мог скрыть бурной радости по
поводу этого знаменательного события, был редактор первой азербайджанской газеты «Экинчи»
(«Пахарь») Гасан бека Зардаби. Свое пламенное выступление он закончил следующими словами:
«Долгие тебе лета, Гаджи!». На торжественной церемонии первого выпуска Гаджи Зейналабдин
подарил выпускницам Коран, переведенный на азербайджанский язык, произведения Льва
Толстого, Пушкина, Лермонтова, новые платья, памятные сувениры. С той поры дарить
выпускницам подарки сделалось доброй традицией. Когда шах Ирана посетил проездом Баку,
его супруга нанесла визит в эту школу и подарила каждой ученице в память о встрече
золотую десятку на золотой цепи. Девочки носили подарок, как амулет. Следует особо
сказать о школьной библиотеке. И здесь Гаджи Зейналабдин не пожалел средств. В библиотеке
была собрана значительная часть русской, зарубежной и восточной классики. Получали в
школе множество газет и журналов. Некий француз по имени Да Бай в книге, изданной в
Париже, назвал первую мусульманскую женскую школу в Баку непостижимым чудом. В Баку к
1915 году было уже 5 женских школ. Одна из них — в рабочем районе города — Балаханах.
Тагиев имел немалые заслуги и перед Российской империей: своими благотворительными делами
он способствовал развитию просвещения и культуры, способствовал претворению в жизнь
многих полезных начинаний. Поэтому по высочайшему указу ему было присвоено звание
действительного статского советника.

В 1899 Гаджи Зейналабдин Тагиев заключил с иностранной фирмой договор на 25 тысяч рублей,
пригласил из Франкфурта-на-Майнеизвестного инженера Вильяма Линдлея, который имел опыт
прокладки водопровода в городах Европы. Он поручает Линдлею провести изыскательские
работы и доводит до сведения городской управы, что водопровод будет проведен в любом
случае — с помощью государственной казны или за его собственный счет. Линдлей находит в
окрестностях Кубы, в 190 километрах от Баку, шолларскую воду. По его расчетам, этой воды
вполне достаточно для водоснабжения города. Члены городской управы с недоверием отнеслись
к этой находке и постарались похоронить проект заживо. Но Тагиев встал на защиту проекта
и водопровод был проведён. Церемония прошла весьма торжественно. Кази Мир Магомед Керим
выступил перед собравшимися с Кораном в руках. Он напомнил, что вода явилась основой
божественного мироздания, прочел благодарственную суру из Корана, помолился за здравие
государя-императора и членов царской фамилии. Поздравив горожан с завершением
строительства водопровода, кази пожелал многие лета всем тем, кто приложил силы и
средства к этому благородному делу, особенно отметив при этом заслуги Гаджи Зейналабдина
Тагиева, которому и была доверена честь первому открыть кран. Эту честь Гаджи разделил со
старым кузнецом, самоотверженно потрудившимся на прокладке водопровода — мастером
Агаджаве. Азербайджанское население Шуши посылало отчаянные телеграммы Гаджи Зейналабдину
Тагиеву. Тот, как действительный статский советник, используя право, данное ему законом,
телеграфирует Воронцову-Дашкову, мол, я послал в Шушу верблюжьим караваном и фургонами
продовольствие для оказания помощи голодающему населению города; прошу вас обеспечить
безопасность людей и груза. Наместник переадресовал депешу своему заместителю по военным
делам — Греневу. Тот разрешил отправку продовольствия и приставил к каравану отряд
солдат. Таким образом народ был избавлен от голода.
Ольга
написано: 16 March 2010 в 12:35
К сожалению, не удалось найти точную биографию Федора Савельевича Прядунова, но без его имени история нефтяной промышленности, как и история моего города (г.Ухта), была бы неполной. Поэтому считаю, что альбом «История нефтегаза» не сможет обойтись без этой персоналии.





18 ноября (по старому стилю) 1745 Берг-коллегия официально разрешила архангелогородцу Федору Савельевичу Прядунову построить на берегу р. Ухты нефтяной завод. Предписывалось создать завод на свои деньги, дважды в год (в январе и июле) посылать в Берг-коллегию рапорты и выплачивать десятинный налог.
В августе 1746 г., спустя восемь месяцев после издания указа, на «нефтяном заводе» рудообыскателя Федора



Прядунова, расположенном на таежной реке Ухте, с водной поверхности была собрана первая нефть.
Над нефтяным ключом, "бьющим со дна реки", был поставлен "четырехугольный сруб вышиной в 13 рядов, из коих 6 были загружены на дно, а прочие на поверхности воды находились. Внутри сруба был поставлен узкодонный чан, который истекающую из воды нефть впускал в себя отверстием дна; от быстроты текущей воды защищал его поставленный с одной стороны водорез".




На берегу реки было налажено производство, оборудованное всеми необходимыми цехами. Были выстроены нефтеперегонная установка, склад для хранения сырья и пустой тары, помещение для ремонта тары. Роль резервуаров для хранения нефти играли вырытые в земле колодцы. Работали на заводе сам Прядунов, его сын Степан и нанятые 2–3 человека.




Создавая нефтеперегонный куб, Прядунов использовал наработанный на Севере опыт винокурения и смолокурения: русские умельцы уже в XVI в. путем перегонки изготавливали скипидар и канифоль. Но сама идея перегонки нефти, неизвестного по своим свойствам продукта, стала по-настоящему революционной, обогнав западную инженерную мысль почти на столетие.




Готовый продукт Ф. Прядунов называл "желтым маслом" (вещество, похожее на современное дизельное топливо, являлось широкой фракцией углеводородов). Через купца Р. Фабрина Прядунов направил в Гамбург образцы ухтинской нефти и продукта ее перегонки для исследования. Вскоре он получил заключение, подписанное химиками Д. Миллером и М. Лосау, о высоком качестве нефти и продукта ее перегонки. Данное заключение имело большое значение для реализации готовой продукции в Москве и Санкт-Петербурге, где ее продавали в аптеках, а также в смеси с растительным маслом использовали для освещения.




Доходы первого в мире нефтепромышленника едва покрывали расходы на производство и транспортировку. В одном из своих "верных рапортов" он сообщал в Берг-коллегию, что добыча и перегонка каждого пуда нефти обходится ему в 9 руб. 50 коп., перевозка — еще 1,5 руб., итого 11 руб. В 1748 Ф. Прядунов привез в Москву 655 кг нефти, в 1749 его сын Степан доставил в Москву 98 кг, а в 1751 — 352 кг.




В итоге судьба создателя ухтинского промысла оказалась трагичной. Последние дни жизни «нефтяной заводчик» Федор Прядунов за неуплату десятины провел в долговой тюрьме в Москве и скончался в марте 1853 г.
Ольга
написано: 16 March 2010 в 11:19
Выдающийся русский горный инженер, директор Департамента горных соляных дел, сенатор, директор Горного кадетского корпуса (1817-1824).






После окончания в 1791 году Горного училища как один из лучших выпускников он был оставлен для чтения лекций по геогнозии, ориктогнозии, минералогии и маркшейдерскому искусству. В составе Оренбургской рудопоисковой партии производил геологические разведки на Урале, где открыл три золотых и один медный прииск. На Кавказе занимался минералогическими исследованиями. Новая яркая страница его жизни связана с должностью директора Горного кадетского корпуса.




В годы правления Мечникова в жизни Корпуса произошли позитивные изменения. По распоряжению императора учебное заведение получило те же права, которые уже имели Московский и Петербургский университеты. В сотрудничестве с архитектором А.И.Постниковым произведена реконструкция залов главного здания, на стенах конференц-зала вывешены портреты бывших директоров учебного заведения, что стало доброй традицией. Реконструированы и расширены музейные помещения, модернизирована экспозиция моделей и механизмов для горного дела.




Произошли позитивные изменения в обучении и в повседневной жизни кадетов. Согласно Уставу 1804 года в Горном корпусе проводились публичные экзамены, на которые съезжался цвет столичной публики. Все это способствовало повышению авторитета Горного корпуса, число воспитанников которого постоянно росло и в годы руководства Мечникова составило более 400 человек.
«  1 2 3 4 5 6 7 8  »

Vote for student

Sponsored by

Rambler's Top100
студенческая страничка дипломы и рефераты ВУЗы поступающим в ВУЗы поиск работы известные люди форум популярные нано-технологии

Телефон отдела по работе с участниками проекта  (495) 650-14-82

Телефон отдела по работе со спонсорами проекта  (495) 705-94-13