Одним из направлений нефтяной стратегии является транспортировка азербайджанской нефти на
мировой рынок. С целью реализации проекта основного экспортного нефтепровода
Баку-Тбилиси-Джейхан, имеющего стратегическое значение для транспортировки нефти на
мировые рынки, обеспечения долгосрочной выгоды Азербайджана, развития широкомасштабного
международного экономического сотрудничества и увеличения добычи нефти в регионе были
проведены напряженные переговоры, которые завершились успешно.
Впервые о строительстве этого трубопровода, как основного экспортного нефтепровода, стало
известно на встрече президентов Азербайджана, Грузии и Турции в Трабзоне 26 апреля 1998
г. 29 октября 1998 г. подписанием президентами Азербайджана, Грузии, Турции, Казахстана и
Узбекистана, а также министром энергетики США Анкарской декларации о поддержке
строительства основного экспортного нефтепровода по маршруту Баку-Тбилиси-Джейхан была
достигнута предварительная договоренность по этому проекту.
Результатом этого стало заключение в ходе саммита ОБСЕ в Стамбуле 18 ноября 1999 г. во
Дворце "Чыраган" соглашения о транспортировке сырой нефти по территориям Азербайджанской
Республики, Республики Грузия и Турецкой Республики. Соглашение было подписано
президентами Г.Алиевым, Э. Шеварднадзе и С. Демирелем. С целью поддержки проекта
Баку-Тбилиси-Джейхан, привлечения к нефтяному проекту Казахстана и Туркмении, при
свидетельстве США между Азербайджаном, Грузией, Турцией, Казахстаном и Узбекистаном была
подписана Стамбульская декларация. Логическим продолжением стало начало строительства в
Сангачале 18 сентября 2002 г. трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан.
Стыковка азербайджанской части БТД с грузинской частью произошла в октябре 2004 г. 28 мая
2006 года азербайджанская нефть дошла до Джейхана, и 4 июля первый танкер, загруженный
нефтью, отбыл в путь. 13 июля 2006 года в Джейхане состоялась торжественная церемония
открытия крупнейшего энергетического проекта XXI века – основного экспортного
трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан имени Гейдара Алиева.
На строительство нефтепровода длиной в 1774 км, протягивающегося с Сангачальского
терминала до средиземноморского порта Турции Джейхан, было затрачено 4 миллиарда
долларов. Оператором проекта является компания«BP». Акционерами BTC Ko., созданного для
строительства и эксплуатации нефтепровода, являются «BP» (30,1 %), ГНКАР (25 %),
«Shevron» (8,9%), «Statoil» (8,71 %), «TPAO» (6,53 %), «ENI» (5 %), «Total» (5 %),
«Itochu» (3,4%), INPEX (2,5%), «ConocoPhillips» (2,5 %) и «Amerada Hess» (2,36 %).
Этапным событием в сооружении БТД стало подписание пакета документов о финансировании
этого проекта, состоявшееся в фев. 2004г. в Баку. Представители правительств
Азербайджана, Грузии и Турции, компании ВТС Со. и кредиторов подписали документ под
названием «Подтверждение соглашения между акционерами ВТС Со. с правительствами
стран-обладательниц транзитных территорий, по которым проходит трубопровод БДТ». Этим
соглашением подтверждается, что права и обязанности акционеров ВТС Со. распространяются
также на кредиторов. Всего в пакет соглашений о кредитовании проекта входит 208
финансовых документов, подписанных представителями 78 различных организаций, вовлеченных
в реализацию проекта.
Первоначальная стоимость проекта составляла 2,95 млрд.долл. Однако, с учетом объема
нефти, необходимого для заполнения трубопровода и выплаты процентов по кредитам, она
возрастет до 3,6 млрд.долл., в т.ч. стоимость турецкой части проекта увеличилась с 1,3 до
1,4 млрд.долл. Приблизительно 30% расходов финансируют сами акционеры, остальные 70%
выделяют международные финансовые институты, в т.ч. ЕБРР, Международная финансовая
корпорация, агентства по кредитованию экспортных операций и страховые компании по
политическим рискам из 7 стран, а также синдикат из 15 банков.
Нефтепровод БТД предусматривает прокачку 50 миллионов тонн азербайджанской нефти в год. В
будущем этот нефтепровод позволит транспортировать на мировые рынки не только
азербайджанскую нефть, но и станет основным магистральным трубопроводом для стран
Шелкового пути и тюркоязычных стран.
Нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, кроме того, что имеет большое значение для
Азербайджана, Грузии, Турции, в целом Европы и всего мира с точки зрения экономической,
политической, а также обеспечения энергетической безопасности, он помимо всего прочего
предотвратит чрезмерное нагрузку черноморских проливов Турции.
мировой рынок. С целью реализации проекта основного экспортного нефтепровода
Баку-Тбилиси-Джейхан, имеющего стратегическое значение для транспортировки нефти на
мировые рынки, обеспечения долгосрочной выгоды Азербайджана, развития широкомасштабного
международного экономического сотрудничества и увеличения добычи нефти в регионе были
проведены напряженные переговоры, которые завершились успешно.
Впервые о строительстве этого трубопровода, как основного экспортного нефтепровода, стало
известно на встрече президентов Азербайджана, Грузии и Турции в Трабзоне 26 апреля 1998
г. 29 октября 1998 г. подписанием президентами Азербайджана, Грузии, Турции, Казахстана и
Узбекистана, а также министром энергетики США Анкарской декларации о поддержке
строительства основного экспортного нефтепровода по маршруту Баку-Тбилиси-Джейхан была
достигнута предварительная договоренность по этому проекту.
Результатом этого стало заключение в ходе саммита ОБСЕ в Стамбуле 18 ноября 1999 г. во
Дворце "Чыраган" соглашения о транспортировке сырой нефти по территориям Азербайджанской
Республики, Республики Грузия и Турецкой Республики. Соглашение было подписано
президентами Г.Алиевым, Э. Шеварднадзе и С. Демирелем. С целью поддержки проекта
Баку-Тбилиси-Джейхан, привлечения к нефтяному проекту Казахстана и Туркмении, при
свидетельстве США между Азербайджаном, Грузией, Турцией, Казахстаном и Узбекистаном была
подписана Стамбульская декларация. Логическим продолжением стало начало строительства в
Сангачале 18 сентября 2002 г. трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан.
Стыковка азербайджанской части БТД с грузинской частью произошла в октябре 2004 г. 28 мая
2006 года азербайджанская нефть дошла до Джейхана, и 4 июля первый танкер, загруженный
нефтью, отбыл в путь. 13 июля 2006 года в Джейхане состоялась торжественная церемония
открытия крупнейшего энергетического проекта XXI века – основного экспортного
трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан имени Гейдара Алиева.
На строительство нефтепровода длиной в 1774 км, протягивающегося с Сангачальского
терминала до средиземноморского порта Турции Джейхан, было затрачено 4 миллиарда
долларов. Оператором проекта является компания«BP». Акционерами BTC Ko., созданного для
строительства и эксплуатации нефтепровода, являются «BP» (30,1 %), ГНКАР (25 %),
«Shevron» (8,9%), «Statoil» (8,71 %), «TPAO» (6,53 %), «ENI» (5 %), «Total» (5 %),
«Itochu» (3,4%), INPEX (2,5%), «ConocoPhillips» (2,5 %) и «Amerada Hess» (2,36 %).
Этапным событием в сооружении БТД стало подписание пакета документов о финансировании
этого проекта, состоявшееся в фев. 2004г. в Баку. Представители правительств
Азербайджана, Грузии и Турции, компании ВТС Со. и кредиторов подписали документ под
названием «Подтверждение соглашения между акционерами ВТС Со. с правительствами
стран-обладательниц транзитных территорий, по которым проходит трубопровод БДТ». Этим
соглашением подтверждается, что права и обязанности акционеров ВТС Со. распространяются
также на кредиторов. Всего в пакет соглашений о кредитовании проекта входит 208
финансовых документов, подписанных представителями 78 различных организаций, вовлеченных
в реализацию проекта.
Первоначальная стоимость проекта составляла 2,95 млрд.долл. Однако, с учетом объема
нефти, необходимого для заполнения трубопровода и выплаты процентов по кредитам, она
возрастет до 3,6 млрд.долл., в т.ч. стоимость турецкой части проекта увеличилась с 1,3 до
1,4 млрд.долл. Приблизительно 30% расходов финансируют сами акционеры, остальные 70%
выделяют международные финансовые институты, в т.ч. ЕБРР, Международная финансовая
корпорация, агентства по кредитованию экспортных операций и страховые компании по
политическим рискам из 7 стран, а также синдикат из 15 банков.
Нефтепровод БТД предусматривает прокачку 50 миллионов тонн азербайджанской нефти в год. В
будущем этот нефтепровод позволит транспортировать на мировые рынки не только
азербайджанскую нефть, но и станет основным магистральным трубопроводом для стран
Шелкового пути и тюркоязычных стран.
Нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, кроме того, что имеет большое значение для
Азербайджана, Грузии, Турции, в целом Европы и всего мира с точки зрения экономической,
политической, а также обеспечения энергетической безопасности, он помимо всего прочего
предотвратит чрезмерное нагрузку черноморских проливов Турции.