|
Комментарии к альбому
Люди России - первооткрыватели и путешественники
|
[b]ГАГАРИН Юрий Алексеевич (9.03.1934-27.03.1968)[/b], русский летчик-космонавт, первый в мире человек, совершивший 12 апреля 1961 полет в космос на космическом корабле-спутнике “Восток”. Гагарин облетел земной шар за 1 час 48 минут и благополучно вернулся на землю.
[left][/left]
[b]Он – безупречный символ всего человечества.[/b] Первый человек, побывавший в космосе, совершивший прорыв в сознании людей всего мира. Даже Хрущев, первоначально требовавший от газетчиков дать заголовки «Советский человек в космосе!», согласился на просто «Человек в космосе!», сознавая всю эпохальность этого события.
[left][/left]
К первому полету в космос готовились девятнадцать летчиков-истребителей, за которыми, помимо Королева, целый год внимательно следили руководители оборонного ведомства и сам Хрущев, прекрасно понимавший, что первый космонавт будет лицом государства. Вскоре стало ясно, что полетит именно Гагарин.
[left][/left]
Конечно, ему выпала огромная честь, но все, кто был причастен к подготовке полета, знали, насколько опасное задание предстоит ему выполнить. Ведь из семи запусков космических кораблей типа «Восток», предшествовавших его полету, четыре были неудачными, о чем хорошо знал и сам Гагарин. «В технику я верю полностью. Она подвести не должна. Но бывает ведь, что на ровном месте человек падает и ломает себе шею. Здесь тоже может что-нибудь случиться. Но сам я пока в это не верю. Ну, а если что случится, то прошу вас и в первую очередь тебя, Валюша, не убиваться с горя. Ведь жизнь есть жизнь, и никто не гарантирован, что его завтра не задавит машина», – писал он жене в письме, которое попросил командование вручить ей в случае своей гибели.
[left][/left]
Перед стартом «Востока» было заготовлено три варианта сообщения ТАСС о полете человека в космос. Первое – торжественное, «успешное». Второе – на тот случай, если корабль не выйдет на орбиту и упадет где-нибудь в тайге или океане. В нем было обращение к правительствам всех стран помочь в поиске космонавта. И наконец, третий вариант – о трагической гибели первого космонавта.
Королев очень торопился с полетом, поскольку «американе», как называл он своих заокеанских коллег, во что бы то ни стало хотели взять реванш за наш первый спутник. Они рассчитывали, что совершат полет по баллистической траектории. И хотя предполагалось, что астронавт Алан Шепард проведет в невесомости всего 15 минут – перелетит только через Атлантику, тем не менее это можно будет назвать «космическим полетом». Так что выбор даты отправки первого человека в космос во многом определялся именно в США: полет Шепарда был назначен на 20 апреля, поэтому Королеву просто необходимо было отправить Гагарина хотя бы на несколько дней раньше.
[left][/left]
12 апреля 1961 г. корабль-спутник «Восток», пилотируемый майором Гагариным, был выведен на орбиту. Приземлившись через 108 минут, Юрий Гагарин сразу же стал Гражданином мира, влюбив в себя этот мир раз и навсегда. А его умудрившийся развязаться шнурок на красной дорожке сделал его еще большим любимцем планеты Земля. Гагарину было присвоено звание Героя Советского Союза, а день первого полета человека в космос был объявлен праздником – Днем космонавтики.
[left][/left]
Гагарин был настоящим национальным героем в классическом понимании этого слова – смелый, скромный, справедливый.
[left][/left]
Сопровождавшее после полета море ликования и славы не испортило Гагарина до конца его так нелепо оборвавшейся жизни. Гагарин трагически погиб 27 марта 1968 года в авиационной катастрофе вблизи деревни Новоселово Киржачского района Владимирской области при выполнении тренировочного полета на самолете. Похоронен у Кремлевской стены на Красной площади в Москве.
[left][/left]
Эксперты до сих пор, спустя 40 лет, спорят о причине гибели. В акте госкомиссии написано: отказ техники. Его мать, Анна Тимофеевна, рассказывала, что в тот роковой день, выйдя из дома, он забыл пропуск на аэродром, но, несмотря на примету, вернулся, не желая создавать неудобства для часового.
|
|
|
Все ты занесен в "подписавшиеся"=))
|
|
|
эт мы знаем :)))
|
|
|
Полностью по душе выбор Анны!!! Прям душа радуется!! Кстате, мой самый любимый фильм "Ермак"))
|
|
|
сразу вспомнилось "Иван Федорович Крузенштерн - человек и параход" ))))))
кое что из выше написанного я уже знала, а кое что удивило)
|
|
|
Сплошные льды не позволили русским морякам высадиться на побережье. Беллинсгаузен повернул на восток, пересек часть Тихого океана, впоследствии названную морем Беллинсгаузена, отыскал и определил географическое положение Новой Шотландии, открыл в ней несколько новых островов.
В конце января 1821 года мореплаватель направил изрядно потрепанные штормами и плаванием во льдах корабли на север и после ремонта в Рио-де-Жанейро привел их в Кронштадт 24 июля 1821 года.
Кругосветное плавание, продолжавшееся 751 день, увенчалось открытием шестого материка планеты, нанесением на карту Антарктики 28 географических объектов, получивших русские названия, открытием в южных и тропических широтах 29 неизвестных ранее островов. По возвращении в Россию Беллинсгаузен изложил результаты этой величайшей в XIX веке антарктической экспедиции в книге "Двукратное изыскание в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света...", вышедшей в 1831 году и неоднократно переиздававшейся. В чине контр-адмирала Беллинсгаузен участвовал в русско-турецкой войне 1828-1829 годов. В 1839 году стал военным губернатором Кронштадта, где и умер.
Его именем названы море у берегов Антарктиды, острова в Тихом, Атлантическом океанах и Аральском море, котловина на юго-востоке Тихого океана.
|
|
|
Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен (1778-1852) - российский мореплаватель, адмирал.
Родился на острове Эзель (Сааремаа). Окончил Морской кадетский корпус. Служил на кораблях Балтийского и Черноморского флотов. Составил карты Кавказского побережья. Участвовал в первом русском кругосветном плавании Ивана Крузенштерна на кораблях "Надежда" и "Нева" (1803-1806), во время которого зарекомендовал себя как отличный штурман и картограф.
В 1819 году капитан 2-го ранга Беллинсгаузен возглавил русскую кругосветную экспедицию к Антарктиде. В июле шлюп "Восток" под командованием Беллинсгаузена и переоборудованное под шлюп тихоходное транспортное судно "Мирный" под командой Михаила Лазарева вышли из Кронштадта. В декабре корабли приблизились к острову Южная Георгия. У его юго-западного берега был открыт остров Анненкова. Продвигаясь дальше на юго-восток, Беллинсгаузен открыл вулканические острова Маркиза де Траверсе (в честь русского морского министра), достиг Сандвичевых островов, а 3 января - ближайшего к Южному полюсу острова Южный Туле. Продолжая плыть вдоль кромки сплошного льда на восток и "покушаясь при всякой возможности к зюйду (югу)", русские корабли 15 января 1820 года пересекли Южный полярный круг и на следующий день приблизились к северо-восточному выступу побережья Антарктического материка на расстояние меньше трех километров. "Восток" и "Мирный" еще трижды пересекали Южный полярный круг, приближаясь к материку на 3-4 километра. Моряки обнаружили и нанесли на карту шельфовый ледник, названный позднее ледником Лазарева.
Обследовав порознь юго-восточную часть Индийского океана, мореплаватели встретились в Порт-Джексоне (Сиднее) во второй половине апреля. После отдыха и ремонта кораблей они продолжили плавание, открыли в архипелаге Туамоту несколько обитаемых атоллов и назвали их русскими именами (острова Россиян, Лазарева и др.). К северу от Таити Беллинсгаузен открыл остров Восток, к юго-востоку от Фиджи - еще несколько островов, в том числе острова Симонова и Михайлова.
После зимовки в Порт-Джексоне "Восток" и "Мирный" в ноябре 1821 года снова направились к Антарктиде. 10 января был открыт остров Петра Первого, а еще через пять дней отчетливо увидели землю: высокий мыс, связанный перешейком с горами, уходящими на юго-восток, гористое побережье, усеянное скалами и осыпями. Беллинсгаузен назвал его берегом Александра Первого. Запись в его дневнике: "Я называю обретение сие берегом потому, что отдаленность другого конца к югу исчезла за предел зрения нашего. Сей берег покрыт снегом, но осыпи на горах и крутые скалы не имели снега. Внезапная перемена цвета на поверхности моря подает мысль, что берег обширен или, по крайней мере, состоит не только из части, которая находилась перед глазами нашими".
|
|
|
Родился 3 (15) сентября 1830 года в Костромской губернии[2]. В 1842 году стал кадетом Морского корпуса, в 1847 году проходил практику гардемарином на Балтийском море, в 1849 году был произведен в мичманы, с оставлением в офицерском классе. Свои исследования начал в 18 лет. Стойко справлялся со всеми тяготами экспедиционной жизни.
В 1851 году был переведен из Санкт-Петербурга в Амурскую экспедицию, где сразу же был назначен начальником Николаевского поста, а в феврале-марте 1852 года, Геннадий Иванович Невельский послал своего подчиненного исследовать Сахалин. Бошняк прошел на собаках и пешком западное побережье острова от пролива Невельского до реки Дуэ, где открыл месторождение каменного угля[1]; перейдя на восточное побережье Сахалина, он открыл реку Тымь и проследил ее течение. Проехавшись до Тыми, до восточного берега и обратно, он добрался до западного берега.
В апреле-июне 1852 года Бошняк обследовал низовья Амура, в конце 1852 года — бассейн реки Амгунь до её верховий и открыл Буреинский хребет, а на обратном пути — озера Чукчагирское и Эворон. В марте 1853 года, пройдя на шлюпке весь западный берег Татарского пролива, открыл гавань Хаджи (теперь Советская Гавань)и поднял там русский флаг. В июне он вернулся на шлюпке в Николаевск. Зиму 1853 года провел в тяжелых условиях в бухте Хаджи. В 1853 году основал посёлок Де-Кастри на берегу залива Чихачёва (ныне Ульчский район Хабаровского края).
Переведен на Балтийский флот в 1856 году.
С 1858 года по 1860 год служит на фрегате «Илья Муромец» на Балтийском и Средиземном морях.
В 1865 году в чине капитана 2 ранга был уволен со службы по состоянию здоровья.
Умер 15 (27) декабря 1899 год в городе Монца (Италия), куда уехал для лечения.
Николай Константинович Бошняк был награжден орденом св. Владимира 4-й степени, а в 1854 году, за опись Татарского пролива, открытие Императорской гавани и зимовку в ней, получил орден святой Анны 3-й степени.
По представлению генерал-губернатора Восточной Сибири графа Н. Н. Муравьева-Амурского, в награду за особые труды и самоотверженье, получил пожизненную пенсию по 350 рублей в год.
|
|
|
[b]Научная и организаторская деятельность. [/b]
По возвращении Иван Крузенштерн был прикомандирован к Петербургскому порту для создания труда о кругосветном плавании. В 1811 он назначен преподавателем Морского кадетского корпуса. В начале Отечественной войны 1812 Крузенштерн пожертвовал на народное ополчение треть своего состояния (1000 рублей); около года как член дипломатической миссии путешествовал по Англии, свои впечатления изложил в записках, оставшихся в рукописи.
В течение 1809-12 Иван Крузенштерн опубликовал трехтомное «Путешествие вокруг света...», переведенное в семи странах Европы, и «Атлас к путешествию...», а в 1813 — избран членом академий и научных обществ Англии, Франции, Германии и Дании. Развивающаяся болезнь глаз и не сложившиеся отношения с морским министром вынудили Крузенштерна просить освобождения от работы; в декабре 1815 он был отправлен в бессрочный отпуск.
До 1836 Крузенштерн составил и издал «Атлас Южного моря» с обширными гидрографическими примечаниями. В 1827-42, постепенно повышаясь в званиях до полного адмирала, был директором Морского кадетского корпуса, инициатором создания при этом заведении высшего офицерского класса, впоследствии преобразованного в Военно-Морскую академию. Многие выдающиеся мореплаватели и путешественники обращались к Крузенштерну за поддержкой и советом. Он был организатором экспедиций Отто Коцебу (1815-18), Михаила Вавильева-Глеба Шишмарева (1819-22), Фаддея Беллинсгаузена — Михаила Лазарева(1819-21), Михаила Станюковича — Федора Литке(1826-29).
Иван Крузенштерн известен как один из учредителей Русского географического общества. В Петербурге в 1873 Крузенштерну поставлен памятник (скульптор И. Н. Шредер, архитектор И. А. Монигетти).
|
|
|
[b]Первое кругосветное плавание. [/b]
В начале августа 1803 при большом стечении народа экспедиция Ивана Крузенштерна вышла из Кронштадта на двух парусных шлюпах — «Надежда» (на борту которого находилась миссия в Японию во главе Николаем Резановым) и «Нева» (которым командовал однокашник и помощник Крузенштерна капитан Юрий Лисянский). Главная цель плавания заключалась в исследовании устья Амура и соседних территорий для выявления удобных мест и маршрутов снабжения товарами русского Тихоокеанского флота. После продолжительной стоянки у острова Санта-Катарина (побережье Бразилии), когда на «Неве» пришлось заменить две мачты, суда впервые в истории русского флота пересекли экватор и направились на юг. 3 марта обогнули мыс Горн и через три недели в Тихом океане разлучились.
От острова Нуку-Хива (Маркизские острова) шлюпы вместе проследовали к Гавайским островам, где вновь разошлись: «Нева» отправилась к берегам Аляски, а «Надежда» прибыла в Петропавловск-Камчатский в июле 1804. Затем Крузенштерн доставил Резанова в Нагасаки и обратно, по дороге описав северные и восточные берега залива Терпения. Летом 1805 Иван Крузенштерн впервые заснял около 1000 км берегов Сахалина, пытался пройти на юге между островом и материком, но не смог и ошибочно решил, что Сахалин — не остров и соединен с материком перешейком. Из Петропавловска осенью того же года Крузенштерн перешел в Кантон, а в конце лета 1806 — в Кронштадт.
Участники первой российской кругосветной экспедиции внесли значительный вклад в географическую науку, стерев с карты ряд несуществующих островов и уточнив положение существующих. Они открыли Межпассатные противотечения в Атлантическом и Тихом океанах, провели измерения температуры воды на глубинах до 400 м и определения ее удельного веса, прозрачности и цвета; выяснили причину свечения моря, собрали многочисленные данные о давлении атмосферы, приливах и отливах в ряде районов Мирового океана.
|
|
|
Иван Федорович Крузенштерн (1770-1864) — русский мореплаватель, начальник первой российской кругосветной экспедиции, один из основоположников отечественной океанологии, адмирал (1842), член-корреспондент (1803), почетный член Петербургской Академии наук (1806). Член-учредитель Русского географического общества. Начальник первой русской кругосветной экспедиции 1803-1806 годов на кораблях «Надежда» и «Нева». И. Крузенштерн впервые нанес на карту около тысячи км восточного, северного и северо-западного берега острова Сахалин. Автор «Атласа Южного моря» (т. 1-2, 1823-1826).
Иван (Адам) Крузенштерн родился 19 ноября 1770, имение Хагудис, Эстония. Скончался 24 августа 1846, дача Асс, близ Таллина.
[b]Начало морской карьеры [/b]
Выходец из небогатого дворянского рода, Иван Крузенштерн в 1785-88 учился в Морском кадетском корпусе, в год окончания которого участвовал в Гогландском сражении, а в 1789 и 1790 — еще в трех морских сражениях; произведен в лейтенанты. В 1793-99 добровольцем проходил службу на английских судах в Атлантическом и Индийском океанах, а также в Южно-Китайском море; произведен в капитан-лейтенанты. В 1799 и 1802 Крузенштерн представил проекты кругосветных плаваний для прямого торгового сообщения между российскими портами на Балтике и на Аляске. В 1802 назначен начальником первой русской кругосветной экспедиции.
|
|
|
Из этого похода Ермаку не было суждено вернуться. Обманутый слухами о задержании татарами каравана бухарских купцов, отряд Ермака продолжил преследование татар и попал в ловушку. В ночь с 5 на 6 августа татары напали на его дружину. Атаман вступил в бой, пробился сквозь ряды врагов, но, не сумев достичь струга, утонул в Вагае. Согласно летописным источникам, тело было обнаружено татарами через несколько дней после гибели. Шесть недель продолжался "праздник мести" татар над Ермаком: в его тело пускались стрелы. Сохранилось предание, что до погребения татарам являлись видения и снились страшные сны. Погребен был Ермак Тимофеевич на татарском "Баишевском кладбище под кудрявой сосной" (согласно С. У. Ремезову). Опечаленные гибелью атамана оставшиеся в живых казаки вернулись на Русь.
Успех Ермака не привел к немедленному присоединению Западной Сибири, это произошло позже, но разгром Сибирского ханства означал возможность присоединения зауральских земель Россией.
Интерес к экспедиции Ермака никогда не иссякал. Ее история обросла множеством легенд. Предводитель казаков стал одним из самых излюбленных героев народных песен и сказаний. О Ермаке еще в 16 в. были сложены предания и песни, но и позднее его образ вдохновлял многих писателей и художников. 6 мая 1904 в столице донского казачества Новочеркасске Ермаку был поставлен памятник (скульптор В. А. Беклемишев), созданный на средства собранные по добровольной подписке среди донцов.
|
|
|
К моменту появления Ермака во владениях купцов Строгановых политика татарских князей была крайне запутана, а их отношение к Московии колебалось от принятия присяги до разграбления русских поселений. Отряд Ермака нанимался преимущественно для охраны строгановских владений, но, не видя возможности, прекратить грабежи, только обороняясь, Ермак Тимофеевич начал свой поход вглубь владений сибирского хана. По пути следования отряд Ермака выиграл ряд мелких сражений с местными феодалами (в устье реки Туры, на Тоболе, у Березового и Караульного яров). Взяв городок советника хана Кучума - Карачи, Ермак отправился к столице хана - городку Искеру на Иртыше. 21 октября 1582 г. произошла решительная битва дружины с отрядом хана Кучума на подступах к Искеру, у Чувашьего мыса (в 15 км от Тобольска). 25 октября отряды Кучума были разбиты, и Ермак занял столицу. Отсюда он в 1582-85 гг. будет совершать походы в южные районы Сибирского ханства. Однако ввиду малочисленности отряда Ермака закрепиться на захваченных огромных пространствах было невозможно и Ермак Тимофеевич направляет посольство в Москву просить помощь. Царь наградил всех участников Сибирского похода, простил преступников, примкнувших к Ермаку, и обещал послать 300 стрельцов, а самому Ермаку присвоил титул "князь Сибирский". Отряд стрельцов под руководством князя Волховского по пути движения умудрился растерять почти все припасы и когда стрельцы добрались до Искера, "запасу у них не было никакого". А между тем казаки Ермака, приняв решение о новой зимовке в Сибири, успели заготовить лишь столько продовольствия, сколько им надо было для своего пропитания. Имевшиеся запасы быстро закончились, начался великий голод. Стрельцы вымерли поголовно. Их воевода князь Волховский тоже не перенес невзгод и лишений.
После голодной зимы численность отряда Ермака катастрофически сократилась. Чтобы сберечь уцелевших людей, атаман старался избегать столкновений с татарами, но сражений удавалось избегать не всегда и в таких тяжелейших условиях Ермак, командуя оставшимися казаками, одержал несколько блестящих побед. Летом 1585 года отряды Ермака, несмотря на недостаточную численность, предприняли несколько походов в южные пределы Сибирского ханства, преследуя отряды Кучума.
|
|
|
Ермак Тимофеевич - казачий атаман, завоеватель Сибири. Большинство исследователей считают его донским или волжским казаком, а согласно некоторым летописям он был выходцем из Центральной России. Из этих летописных источников следует, что дед Ермака - Афанасий Григорьев Аленин был в Суздали посадским человеком, затем перебрался во Владимир, где занялся извозом. Его сыновья - Родион и Тимофей переселились на реку Чусовую, где у Тимофея родились 3 сына: Гавриил, Фрол и Василий (Ермак). Историками зафиксировано 7 имен Ермака: Ермак, Ермолай, Герман, Ермил, Василий, Тимофей и Еремей.
Первые упоминания о его ратных делах относятся к 60-м годам XVI века. По некоторым данным в 1571 году вместе со своей дружиной отражал под стенами Москвы набег крымского хана Давлет-Гирея, принимал участие в Ливонской войне. Это то, что касается его, скажем так, публичной деятельности в роли защитника государства российского. Но Ермак Тимофеевич входил в число знаменитых волжских атаманов того времени и основной "бизнес" у него был соответствующий - война с ногайскими мурзами и грабежи их улусов, а при первой возможности и караванов русских купцов. Кстати, часть волжских атаманов так же принимала участие в походе Ермака, например, Иван Кольцо и Никита Пан вместе с 500 казаками, скрываясь от карательных отрядов русского царя (их преследовали за ограбление в начале августа 1581 года русского и ногайского посольств), пришли к Ермаку Тимофеевичу и составили костяк его "сибирской дружины". Пришедший с ними Матвей Мещеряк продолжал дело Ермака и после его гибели, а через некоторое время ушел опять на Волгу, где объединился с другими атаманами и на Яике основал Кош-Яицкий городок, положивший начало Яицкому казачеству, и принял деятельное участие в разгроме Большой Ногайской орды.
|
|
|
Оставшиеся в живых спутники Беринга почтили своего командора, как могли: вынули его тело из ямы, в которой он стоял, по пояс заваленный песком от холода, предали земле и над могилой поставили деревянный крест, замененный в 1822 году памятником; в 1866 году ему был поставлен другой памятник, в Петропавловске. Так окончил свою жизнь первый русский мореплаватель. Витус Беринг, человек довольно образованный по тому времени, набожный, всеми любимый за свою "кротость и смирение", но весьма неэнергичный и несмелый путешественник, который, по словам Штеллера, его спутника, был более способен "с примерной ревностью и усердием исполнять поручения начальства" и "нередко сам признавался, что вторая Камчатская экспедиция свыше сил его". Скажем еще несколько слов о дальнейшей судьбе спутников Беринга. Питаясь мясом морских животных (бобров, морских котов и др.), они прожили здесь до августа следующего года (1742). Наконец решили из остатков разбитого корабля построить новый и на нем в начале августа выехали в море. 25 числа этого месяца они увидели берег Камчатки, а 27 бросили якорь в Петропавловском порте. В 1743 году они прибыли на своем судне в Охотск, отсюда направились в Петербург, которого достигли далеко не все выступившие из Охотска. Последними вернулись в Петербург Чириков (1747) и Уессель (1749). Несмотря на многочисленные трудности, по большей части непреодолимые по тогдашним средствам, эта экспедиция значительно расширила географические сведения о берегах Ледовитого океана, низовьях больших сибирских рек, познакомила также с этнографическими особенностями обитателей Сибири и показала возможность плавания по Ледовитому океану вдоль берегов в течение летнего времени.
|
|
|
Другой отряд, которому было назначено проплыть от устья реки Оби до Чукотского Носа, находился под начальством лейтенанта Овцына. Но последнего как-то постоянно заставала зима в момент отплытия, и в течение всех трех лет (1735-1737) ему только в последний год удалось вверх по Оби добраться до 72°30' с.ш. Из других участников этого отряда, выступавших для самостоятельных исследований, следует указать на лейтенанта Прончищева, которому удалось добраться до устья Таймыра (1736), Лассениуса, погибшего вместе с значительной частью своего отряда в Харудах, между Яной и Индигиркой (1735), и лейтенанта Лаптева, имеющего едва ли не более всех участников (после Чирикова) Второй камчатской экспедиции прав на память о нем, как о энергичном, деятельном и счастливом путешественнике. После неудачной попытки в 1736 году пробраться из Якутска в Камчатку, что имел в виду и Лассениус, Лаптев по предписанию сената в 1739 году 29 июня вышел из Лены и в конце августа достиг устья Индигирки, зимовал здесь и с наступлением лета поплыл вдоль берегов до Колымы, откуда в 1740 году пришел пешком через Анадырский острог в Якутск. Наконец, выполнение, так сказать, третьей задачи - проплыть морем в Америку - легло на самого Беринга. Он выступил из Петербурга в начале 1733 года, но за дальностью пути, медленностью в перевозке множества припасов и, наконец, вследствие препятствий, встреченных в Охотске при постройке четырех мореходных судов, мог выйти в море из Охотска только в сентябре 1740 года. Придя в Петропавловскую гавань, он остался здесь зимовать. 4 июня 1741 года Беринг вышел в море на двух судах: "Петр" и "Павел", из которых одним командовал Чириков. На предварительном совете решено было держаться юго-восточного направления до тех пор, пока не встретят земли. Но, не встретив ее и под 50-й широтой, они поворачивают прямо на восток. Вскоре их разлучает буря, и они продолжают плыть отдельно, не увидевшись уже более никогда. В этом восточном направлении Чирикову первому посчастливилось встретить землю - 15 июля под 56°, а Берингу - 18 июля, под 58°28' с.ш. После того, как посланные на берег люди не вернулись, а другой высадки за недостатком гребных судов сделать было нельзя, Чириков повернул обратно к Камчатке. Беринг между тем открывает бухту Святого Илии, представляющую совершенно безопасную гавань, соседние с неизвестным ему материком острова, крейсирует недалеко от берегов в неизвестном море в течение сентября и октября, когда свирепствовала сильная буря, и наконец решается идти в обратный путь, к Камчатке. Этот обратный путь стоил жизни многим членам экспедиции и самому командиру. Страшная буря и ветхость судна и снастей сделали его игрушкой ветра, а недостаток в съестных припасах, пресной воде, болезни и холод лишили возможности плавающих не только бороться с ветром, но исполнять самое необходимое на корабле. В таком беспомощном состоянии он был сначала прибит к подводной скале, а затем нахлынувшая волна перебросила судно через риф на тихое место, где опустили якорь на песчаное дно. Это был остров Авача, который теперь называется Беринговым. Он расположен в 185 км от Камчатки, под 55°17' с.ш. и 165°46' з.д. (от Гринвича), принадлежит к береговой области Сибири, пространством около 1600 кв. км, безлесен и неплодороден, но богат пушными зверями. Он со всех сторон окружен подводными камнями и только в одном месте имеет свободный, но узкий проход. Сюда-то именно и попало судно Беринга. С трудом высадились на него путешественники, не зная, где они находятся и как отсюда попасть в Камчатку, почти совершенно лишенные съестных принасов и страдающие от разных болезней. Эти причины свели в могилу очень многих из них и вместе с тем самого Беринга, скончавшегося 8 декабря 1741 года.
|
|
|
24 января 1725 года выехал из Петербурга спутник Беринга - Чириков со своей командой. 8 февраля прибыл он в Вологду, где через неделю к нему присоединился Беринг с другими членами экспедиции. Число всех чинов-участников в экспедиции, как отправленных из Петербурга, так и присоединившихся в Тобольске и Охотске, простиралось до 20, а всего под командой Витуса Беринга было человек около 100. Из них, как более выдающихся и оставивших свои "юрналы", следует назвать, кроме упомянутого лейтенанта Алексея Чирикова, гардемарина, впоследствии мичмана Петра Чаплина и лейтенанта Мартына Шпанберга. Расстояние от Вологды до Тобольска экспедиция, получившая название первой камчатской экспедиции, прошла в 43 дня. После месячного отдыха она на 11 дощанниках продолжала путь по Иртышу. 23 мая Чаплин с отрядом в 10 человек был отправлен вперед, по направлению к Якутску. Почти все лето 1725 года команда провела в дороге. Прозимовав в Илимске, откуда был послан Шпанберг с отрядом из 39 человек в Усть-Кутский острог на Енисее, для постройки 15 барок, Беринг 26 мая 1726 года на новых судах поплыл вниз по Енисею. 16 июня Беринг Витус прибыл в Якутск и только 30 июля 1727 года, на третий год по отправлении из Петербурга, он наконец прибыл в Охотск, откуда должно было начаться настоящее путешествие. Запасшись здесь провиантом и новыми судами, экспедиция 22 августа вышла из Охотска и морем через две недели прибыла в Большерецк (на Камчатке). Отсюда сухим путем отправилась в Нижнекамчатск, куда прибыла 11 марта 1728 года, употребив на весь путь (в 883 верст) около 2 месяцев. Нагрузив в Нижнекамчатске провиантом бот - "Св. Гавриил", построенный там же, - Беринг со всей своей экспедицией сел на него и 13 июля 1728 года вышел из устья реки Камчатки в море, держась северного направления между Азией и Америкой. Проведя более месяца в морском плавании между незнакомыми ему совершенно берегами, Витус Беринг достиг наконец 67°18' с.ш. и, убедившись здесь на основании показаний чукчей, что далее берег простирается к западу и что, стало быть, "нельзя Азии соединяться с Америкой", почел свою миссию выполненной и с согласия всех членов экспедиции, боявшихся "попасть нечаянно в лед", повернул назад. 2 сентября 1728 года Беринг был уже в устье Камчатки, где зимовал, и 5 июня следующего года поехал по морю на восток, но, не встретив на 200-верстном (по его расчету) расстоянии от берега Камчатки земли, повернул обратно, обогнул мыс Лопатку и 3 июля зашел в Большерецк. Через 20 дней был уже в устье реки Охоты, откуда и направился в обратный путь, в Петербург, в который прибыл 1 марта 1730 года. Здесь он представил правительству свой журнал, карты и два предложения, в которых, между прочим, высказывал желание о снаряжении новой экспедиции для исследования северных и северо-восточных берегов Сибири. Адмиралтейств-коллегия, которая рассматривала его журнал и карты, хотя и не совсем доверяла сделанному открытию Беринга, тем не менее в виду "трудности экспедиции" исходатайствовала ему чин капитан-командора и денежную награду - в размере 1000 рублей. Одобрены были сенатом и адмиралтейств-коллегией и "предложения" Беринга, а за этим одобрением последовало (28 декабря 1732 года) и высочайшее разрешение назначить новую экспедицию, известную под именем второй камчатской экспедиции. Целью ее было поставлено исследовать берега Ледовитого океана от Двины на восток до пролива между материками и морем проплыть в Америку. Для лучшего выполнения этой цели экспедиция разделилась на несколько отрядов. Один из них, под начальством Муравьева и Павлова, занялся исследованием берегов от устья Двины до Оби. В течение 1734-1735 годов им удалось дойти только до Мутной губы. В следующем году Муравьева, отданного под суд вместе с Павловым за "непристойные проступки", сменил лейтенант Малыгин, который в 1737 году (?) в сентябре достиг наконец устья реки Оби.
|
|
|
Витус Беринг (или Иван Иванович, как его звали на Руси) - капитан-командор, первый русский мореплаватель, именем которого названы пролив, отделяющий Азию от Америки (хотя первый посетил его в 1648 году казак Дежнев). Первый исследовал северные берега Камчатки, восточную часть Азии, остров Святого Лаврентия, остров Святого Диомида; первый из всех европейских мореплавателей посетил моря Камчатское и Бобровское, названное впоследствии Беринговым, и открыл цепь Алеутских островов, Шумагинские острова, Туманные острова, северо-западную часть Америки и бухту Святого Илии. Беринг родился в 1680 году в Ютландии, в русскую морскую службу вступил в 1704 году, с чином унтер-лейтенанта. Приглашая его, Петр основывался на представлениях о нем Сиверса и Сенявина, заявлявших, что он "в Ост-Индии был и обхождение знает". По свидетельству Миллера, в 1707 году Беринг был лейтенантом, а в 1710 году - капитан-лейтенантом. Неизвестно только, в каких морях он плавал в это время и сам ли командовал судами или находился под командой. 1714-1716 годах Витус Беринг провел почти все время на море, побывал и в Копенгагене, и в Архангельске. С 1716 по 1723 год сведений о жизни Беринга нет. Под 1723 годом в журналах адмиралтейств-коллегии находится постановление об отставке Беринга, которую он просил, не добившись желаемого им чина капитана первого ранга. Но в следующем году император отдает приказание коллегии пригласить снова на службу Беринга и дать ему чин капитана первого ранга. С этого (1724) года Беринг Витус неизменно служил русскому флоту до самой смерти и всю свою деятельность посвятил решению вопроса, поставленного ему великим преобразователем: "соединяется или нет Азия с Америкой". С этим вопросом и просьбой снарядить экспедицию впервые обратились к Петру голландские ученые во время его пребывания в Голландии, в 1717 году ту же просьбу к Петру повторила и Парижская академия наук. Отзывчивый преобразователь сочувственно отнесся к их просьбе, но политические события заставили его отложить выполнение этого дела до 1725 года. 23 декабря 1724 года он собственноручно написал следующую инструкцию для начальника экспедиции Витуса Беринга: 1) надлежит на Камчатке или в другом там месте сделать один или два бота с палубами, 2) на оных ботах возле земли, которая идет на Норд и по чаянию (понеже оной конца не знают), кажется та земля часть Америка, 3) для того искать, где оная сошлась с Америкой: и чтоб доехать до какого города европейских владений или ежели увидят какой корабль европейской проведать от него, как оный называют и взять на письме и самим побывать на берегу и взять подлинную ведомость и поставя на карту приезжать сюды".
|
|
|
|