English Russian
Москва, июль 2010

Авторизация

Лента комментариев

Партнёры

Комментарии к альбому

Люди России - религия (иконописцы и люди повлиявшие на религиозную историю нашей страны)

Епихин Антон Владимирович
написано: 21 марта 2010 г. в 17:07
[b]Рублев Андрей[/b] (ок. 1370–1430 гг.) - святой преподобный иконописец, величайший художник Средневековья, автор самого поэтичного и загадочного произведения русского искусства – иконы «Троица». В своих работах художник, как никто другой, выразил духовные идеалы православия.
[left][/left]
Жизнь Андрея Рублева проходила в знаменательные для Древней Руси годы. Хотя после победы войск Дмитрия Донского на Куликовом поле (8 сентября 1380 г.) Золотая Орда продолжала свои кровавые набеги на русские земли, в умах людей произошел важный перелом. Крепло убеждение, что залог полной победы и освобождения страны от татаро-монгольского ига кроется только в единении сил, в объединении раздробленных княжеств вокруг московских земель.
[left][/left]
Это были также годы и необычайного расцвета монастырской жизни, который объяснялся самыми разными причинами: от необеспеченности существования до аскетических идеалов, господствовавших в древнерусской литературе. Стремление попасть в монастырь у многих было настолько велико, что сложилось мнение, что в миру вообще «спастись не мощно». Именно в стенах монастырей формировалась тогда русская духовная культура, которая вскоре стала частью европейского наследия.
[left][/left]
О великом иконописце известно чрезвычайно мало. Вся его жизнь связана с двумя монастырями: Троице-Сергиевым и Спасо-Андрониковым. Родился он в Московском княжестве, ориентировочно в 1370 г., воспитывался в светской ремесленной среде. В зрелом возрасте он принял монашеский постриг, жил в глухих лесах, в ближайшем окружении Сергия Радонежского, неумолимого врага княжеских междоусобиц, вдохновителя Куликовской битвы.
[left][/left]
В монастыре Андрей Рублев получил прекрасное образование, изучая творчество византийских, итальянских и других мастеров. Особенно внимательно присматривался он к произведениям знаменитого Феофана Грека и других работавших в Москве греческих живописцев. Однако их образцам Андрей Рублев никогда не подражал слепо. Следуя строгим церковным канонам, [b]его живопись тем не менее приобрела невиданную дотоле мягкость, задушевность, чистоту и эмоциональность[/b], которые так отличают русскую икону ХV века от византийской суровой, почти сумрачной, живописи. В его произведениях все настойчивее пробивалось [b]подлинное человеческое чувство[/b].
[left][/left]
Основная трудность при изучении его творчества заключается в том, что ни от него самого, ни от его учителей и учеников, упоминавшихся в летописи, не дошло ни одного подлинного произведения. Феофан Грек, Прохор-старец и чернец Андрей Рублев расписали Благовещенский собор Московского кремля.
[left][/left]
Единственно, что установлено более или менее твердо, это авторство его главного шедевра, созданного в 1420 г. (по другим источникам – в 1411 г.). Икона «Троица» хранится сегодня в Третьяковской галерее.
Писал он ее в самом расцвете сил, в память преподобного Сергия Радонежского, который и посвятил Троице свой монастырь. Для Святого Сергия образ Троицы знаменовал единство и согласие. Тема «тричисленности» была очень актуальна для современников, она стала символом борьбы против инакомыслия и еретиков всех мастей. Андрей Рублев наверняка имел замысел показать единство и равенство трех лиц святой Троицы. Но, как любое большое произведение, икона вышла за рамки замысла, приобретя бесчисленное количество аспектов.
[left][/left]
Художник вдохнул новую жизнь в традиционный иконописный сюжет, в библейскую легенду о том, как старцу Аврааму явились трое прекрасных юношей и как он вместе со своей женой Саррой угощал их под сенью дуба, втайне догадываясь, что в них воплотились три лица Троицы. Обычно этот сюжет византийские и восточнохристианские художники передавали очень обстоятельно, выписывая все детали и яства трапезы, хозяев, суетливо прислуживающих ангелам.
[left][/left]
Рублев отказался от такой трактовки, он отбросил все второстепенное и несущественное, оставив лишь трех ангелов, евхаристическую чашу и дуб. В иконе, созданной для длительного созерцания, нет ни движения, ни действия. В полном молчании восседают три ангела. Их тела, стройные, легкие, почти невесомые, лишь угадываются сквозь простые греческие хитоны. Их головы слегка склонены, их взгляд устремлен в бесконечность. Каждый из них погружен в свои думы, и в то же время все они переживают единое чувство – смирение. Композиционным центром иконы является чаша с головой жертвенного ветхозаветного тельца. Чашу благословляют руки среднего и левого ангелов. Средний из ангелов – Христос – благословляет чашу в задумчивой сосредоточенности, изъявляя тем самым готовность принять на себя жертву за искупление грехов человеческих. На этот подвиг его вдохновляет Бог-отец (левый ангел), лицо которого выражает глубокую печаль. Дух святой (правый ангел) – это утешитель, вечно юное и вдохновенное начало. Икона показывает акт величайшей жертвы любви и одновременно послушания, готовности на страдания и принесения себя в жертву миру. Добро и красота, которые излучает «Троица», создают неповторимую гармонию в душе каждого, кто ее видел.
[left][/left]
Умер художник в Москве, предположительно в 1430 г., похоронен в Андрониковом монастыре.
Епихин Антон Владимирович
написано: 20 марта 2010 г. в 18:28
[b]ВЛАДИМИР СВЯТОСЛАВИЧ (ВЛАДИМИР КРАСНОЕ СОЛНЫШКО)[/b], святой (ум. 1015), великий князь Киевский, политический и религиозный деятель, вошедший в историю православия как «равноапостольный» князь; придал христианству на Руси статус государственной религии.
[left][/left]
Сын великого князя Киевского Святослава Игоревича, который при разделе своего княжества посадил Владимира в Новгороде (969). После того как распря других братьев, Олега и Ярополка, завершилась кончиной первого и гибелью последнего (умерщвленного по приказу Владимира), стал великим князем Киевским (980). Укрепляя свою власть с помощью варягов, подчинил Киеву вятичей, радимичей и ятвягов (племена, жившие на западе нынешней Белоруссии). Для более успешного противостояния кочевникам (печенегам и др.) выстроил крепости и земляные валы на южных рубежах: по рекам Десне, Ирпени, Осетру, Суле, Трубежу. Летописи подчеркивают воинственность и жестокость Владимира-язычника, не чуждавшегося и человеческих жертвоприношений.
[left][/left]
По преданию, принял в 986 г. послов из Волжской Болгарии, Рима, от хазар и греков, которые предлагали ему принять, соответственно, мусульманскую, «латинскую» (западно-христианскую), иудейскую или «греческую» (восточно-христианскую) веру. Выслушав всех, в том числе греческого «философа», он в следующем году отправил собственных посланников для испытания разных религий и был покорен знаменитым рассказом побывавших в Византии, очарованных «небесной» красотой тамошнего богослужения (попутно бояре и старцы напомнили князю о христианском выборе «бабки его Ольги, мудрейшей из всех человеков»). Тогда он и вынес окончательное решение, которое по другой, более политико-прагматической версии, было обусловлено «корсунским вопросом», т.е. походом на Византию (завоевательным либо союзническим, связанным с подавлением местного восстания полководца Фоки), в результате которого Владимир и принял христианство, взяв в жены византийскую княжну Анну, сестру императора Василия II. Крещение князя состоялось в 987/989 гг. в Херсоне (Корсуни), при этом он принял новое имя Василия, в честь императора как своего заочного восприемника. (В церковной традиции за год крещения принят 988 г.) Вернувшись на Русь, князь привез с собой греческих священников, богослужебные книги и утварь. Крещения в Киеве приняли массовый характер, были уничтожены языческие идолы, поставлены первые христианские храмы (деревянная церковь св. Василия и каменная – Десятинная, в честь Богородицы; последняя освящена в 996). Наконец, в эти же годы была учреждена особая Киевская митрополия Константинопольского патриархата и ряд других епископий (Белгородская, Новгородская, Полоцкая и др.).
[left][/left]
Согласно летописям, по принятии новой веры характер Владимира изменился: исполненный добротолюбия, он прославился благотворительностью и отказывался теперь казнить даже преступников, предпочитая брать с них штраф (виру). Это не помешало ему, искусному воину-стратегу, успешно обороняться от печенегов (заселяя с этой целью южные рубежи) и противоборствовать Польше в Галиции.
[left][/left]
Владимир задумал идти в поход на Новгород, дабы наказать непокорного сына Ярослава, тамошнего князя, но умер в своем подгородном селе Берестове (близ Киева) 15 июля 1015 г.
[left][/left]
Любимый герой народных былин, «Владимир Красное Солнышко» был канонизирован как святой. Церковная память совершается в день его кончины 15 (28) июля.
Епихин Антон Владимирович
написано: 20 марта 2010 г. в 18:22
[b]Патриарх Никон[/b] (1605 -1681 гг., дата пострига 1635г.) был выдающимся деятелем Русской Православной Церкви. С его именем связаны самые важные исторические события нашей жизни XVII столетия — не только церковные, но и политические, имевшие решительное влияние на дальнейшее развитие церковной и гражданской жизни Русского государства.
[left][/left]
Патриарх Никон (в миру Никита Минич Минин) родился в крестьянской семье села Нижегородской губернии и был наречен во святом крещении Никитой, по имени преподобного Никиты, Переяславского чудотворца.
[left][/left]
В 1643 году он стал игуменом в Кожеезерском монастыре. В 1646 году за сбором милостыни приехал в Москву и так полюбился 16-летнему царю Алексею Михайловичу своей духовностью, глубокой аскетичностью, обширными познаниями, живым, благородным нравом. Пользуясь расположением царя, архимандрит Никон стал просить его за утесненных и обиженных. Это было по нраву царю, который вскоре поручил Никону принимать просьбы от всех искавших царского милосердия и управы на неправду судей. Никон занял исключительное положение в Москве и приобрел всеобщую любовь. Избранный в 1649 году митрополитом Новгородским, Никон во время страшного голода и последовавшего затем бунта в Новгороде в 1650 году проявил изумительную твердость духа и достоинство архипастыря.
[left][/left]
В 1652 году после смерти Патриарха Иосифа из числа 12 кандидатов митрополит Никон, согласно царскому желанию, был избран для поставления в Патриархи. Поначалу он решительно отказывался. Тогда царь, при большом стечении народа, в Успенском соборе, перед мощами святителя Филиппа, упал Никону в ноги и, «простершись на земле и проливая слезы», умолял его принять Патриарший сан. За ним поверглись наземь все остальные. Потрясенный Никон согласился принять нелегкий жребий Патриаршего служения, но счел нужным получить от всех клятвенное обещание быть ему, Патриарху, послушными во всех делах веры и духовной жизни. Царь, бояре, народ дали такую клятву.
[left][/left]
Задача, которую Никон сознательно ставил для себя, состояла в том, чтобы удержать все русское общество в целом в послушании Православной Церкви.
[left][/left]
Патриарх Никон был талантливым проповедником, говорившим свои поучения и проповеди так, что люди забывали обо всем и в храме стояла полная тишина. Но особенно ревностно проявил себя Патриарх Никон как церковный реформатор. В 1653 году в русской православной церкви произошел раскол. Патриарх Никон, желавший укрепить стремительно падавший авторитет церкви, начал проведение [b]церковной реформы[/b]. Суть церковной реформы патриарха Никона, сводилась к унификации норм церковной жизни. Помимо упорядочения богослужения, он заменил при крестном знамении двуперстие троеперстием, провел исправление богослужебных книг по греческим образцам, в чем заключается его бессмертная, великая заслуга перед Русской Церковью. Однако церковные реформы Патриарха Никона породили старообрядческий раскол, последствия которого омрачали жизнь Русской Церкви в продолжение нескольких столетий, хотя сам Патриарх ни в коем случае не был его причиной.
[left][/left]
Всю жизнь Патриарх Никон не переставал тянуться к знаниям и чему-то учиться. Он собрал богатейшую [b]библиотеку[/b], где были книги Священного Писания, богослужебная литература, святоотеческие сочинения, книги по истории, философии на греческом и на латыни, в том числе сочинения Аристотеля, Плутарха, Геродота, Страбона, Демосфена. Патриарх Никон занимался греческим, изучал медицину, писал иконы, освоил мастерство изготовления изразцов... При нем создавались школы как начального, так и высшего уровня.
[left][/left]
Под влиянием Патриарха Никона в России упорядочивалась [b]система попечения[/b] о нищих, убогих, нуждающихся людях, велась активная борьба против несправедливости и коррупции в судебных органах. По настоянию Патриарха царь принимал действенные меры к пресечению пьянства и нравственной распущенности.
[left][/left]
Патриарх Никон стремился созидать Святую Русь — новый Израиль. Но некоторые мероприятия, осуществленные Патриархом Никоном, ущемляли интересы бояр. Они не позволили ему вывести Русь на путь дальнейшего воцерковления, углубить Православие в русской жизни настолько, чтобы оно было воспринято не только как учение веры, но и как путь, истина и жизнь. Они оклеветали Патриарха перед царем.
[left][/left]
Патриарх Никон вынужден был оставить Первосвятительскую кафедру и уединиться в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре, основанном им под Москвой. В 1666 году царь вызвал в Москву Патриарха Александрийского Паисия и Патриарха Антиохийского Макария для участия в Соборном разбирательстве по делу Патриарха Никона. Решением Собора он был лишен Патриаршества и отправлен в заточение: сначала в Ферапонтов, а затем, в 1676 году — в Кирилло-Белозерский монастырь. При этом, однако, проведенные им церковные реформы не только не были отменены, но получили одобрение Собора.
[left][/left]
Низложенный Патриарх Никон пробыл в ссылке 15 лет. Перед смертью царь Алексей Михайлович в своем завещании просил у Патриарха Никона прощения. Новый царь Феодор Алексеевич принял решение о возвращении Патриарху Никону его сана и просил его вернуться в основанный им Воскресенский монастырь. На пути в эту обитель Патриарх Никон, изнуренный тяготами, скорбями и бременем перенесенных трудов, 17 (30) августа 1681 года мирно отошел ко Господу, окруженный проявлениями великой любви народа и своих учеников. Патриарх Никон был погребен с подобающими почестями в Воскресенском соборе Ново-Иерусалимского монастыря.

Вы искали

Оцените анкету

При поддержке

Rambler's Top100
студенческая страничка дипломы и рефераты ВУЗы поступающим в ВУЗы поиск работы известные люди форум популярные нано-технологии

Телефон отдела по работе с участниками проекта  (495) 650-14-82

Телефон отдела по работе со спонсорами проекта  (495) 705-94-13