Рублев Андрей (ок. 1370–1430 гг.) - святой преподобный иконописец, величайший художник Средневековья, автор самого поэтичного и загадочного произведения русского искусства – иконы «Троица». В своих работах художник, как никто другой, выразил духовные идеалы православия.
Жизнь Андрея Рублева проходила в знаменательные для Древней Руси годы. Хотя после победы войск Дмитрия Донского на Куликовом поле (8 сентября 1380 г.) Золотая Орда продолжала свои кровавые набеги на русские земли, в умах людей произошел важный перелом. Крепло убеждение, что залог полной победы и освобождения страны от татаро-монгольского ига кроется только в единении сил, в объединении раздробленных княжеств вокруг московских земель.
Это были также годы и необычайного расцвета монастырской жизни, который объяснялся самыми разными причинами: от необеспеченности существования до аскетических идеалов, господствовавших в древнерусской литературе. Стремление попасть в монастырь у многих было настолько велико, что сложилось мнение, что в миру вообще «спастись не мощно». Именно в стенах монастырей формировалась тогда русская духовная культура, которая вскоре стала частью европейского наследия.
О великом иконописце известно чрезвычайно мало. Вся его жизнь связана с двумя монастырями: Троице-Сергиевым и Спасо-Андрониковым. Родился он в Московском княжестве, ориентировочно в 1370 г., воспитывался в светской ремесленной среде. В зрелом возрасте он принял монашеский постриг, жил в глухих лесах, в ближайшем окружении Сергия Радонежского, неумолимого врага княжеских междоусобиц, вдохновителя Куликовской битвы.
В монастыре Андрей Рублев получил прекрасное образование, изучая творчество византийских, итальянских и других мастеров. Особенно внимательно присматривался он к произведениям знаменитого Феофана Грека и других работавших в Москве греческих живописцев. Однако их образцам Андрей Рублев никогда не подражал слепо. Следуя строгим церковным канонам, его живопись тем не менее приобрела невиданную дотоле мягкость, задушевность, чистоту и эмоциональность, которые так отличают русскую икону ХV века от византийской суровой, почти сумрачной, живописи. В его произведениях все настойчивее пробивалось подлинное человеческое чувство.
Основная трудность при изучении его творчества заключается в том, что ни от него самого, ни от его учителей и учеников, упоминавшихся в летописи, не дошло ни одного подлинного произведения. Феофан Грек, Прохор-старец и чернец Андрей Рублев расписали Благовещенский собор Московского кремля.
Единственно, что установлено более или менее твердо, это авторство его главного шедевра, созданного в 1420 г. (по другим источникам – в 1411 г.). Икона «Троица» хранится сегодня в Третьяковской галерее.
Писал он ее в самом расцвете сил, в память преподобного Сергия Радонежского, который и посвятил Троице свой монастырь. Для Святого Сергия образ Троицы знаменовал единство и согласие. Тема «тричисленности» была очень актуальна для современников, она стала символом борьбы против инакомыслия и еретиков всех мастей. Андрей Рублев наверняка имел замысел показать единство и равенство трех лиц святой Троицы. Но, как любое большое произведение, икона вышла за рамки замысла, приобретя бесчисленное количество аспектов.
Художник вдохнул новую жизнь в традиционный иконописный сюжет, в библейскую легенду о том, как старцу Аврааму явились трое прекрасных юношей и как он вместе со своей женой Саррой угощал их под сенью дуба, втайне догадываясь, что в них воплотились три лица Троицы. Обычно этот сюжет византийские и восточнохристианские художники передавали очень обстоятельно, выписывая все детали и яства трапезы, хозяев, суетливо прислуживающих ангелам.
Рублев отказался от такой трактовки, он отбросил все второстепенное и несущественное, оставив лишь трех ангелов, евхаристическую чашу и дуб. В иконе, созданной для длительного созерцания, нет ни движения, ни действия. В полном молчании восседают три ангела. Их тела, стройные, легкие, почти невесомые, лишь угадываются сквозь простые греческие хитоны. Их головы слегка склонены, их взгляд устремлен в бесконечность. Каждый из них погружен в свои думы, и в то же время все они переживают единое чувство – смирение. Композиционным центром иконы является чаша с головой жертвенного ветхозаветного тельца. Чашу благословляют руки среднего и левого ангелов. Средний из ангелов – Христос – благословляет чашу в задумчивой сосредоточенности, изъявляя тем самым готовность принять на себя жертву за искупление грехов человеческих. На этот подвиг его вдохновляет Бог-отец (левый ангел), лицо которого выражает глубокую печаль. Дух святой (правый ангел) – это утешитель, вечно юное и вдохновенное начало. Икона показывает акт величайшей жертвы любви и одновременно послушания, готовности на страдания и принесения себя в жертву миру. Добро и красота, которые излучает «Троица», создают неповторимую гармонию в душе каждого, кто ее видел.
Умер художник в Москве, предположительно в 1430 г., похоронен в Андрониковом монастыре.
Жизнь Андрея Рублева проходила в знаменательные для Древней Руси годы. Хотя после победы войск Дмитрия Донского на Куликовом поле (8 сентября 1380 г.) Золотая Орда продолжала свои кровавые набеги на русские земли, в умах людей произошел важный перелом. Крепло убеждение, что залог полной победы и освобождения страны от татаро-монгольского ига кроется только в единении сил, в объединении раздробленных княжеств вокруг московских земель.
Это были также годы и необычайного расцвета монастырской жизни, который объяснялся самыми разными причинами: от необеспеченности существования до аскетических идеалов, господствовавших в древнерусской литературе. Стремление попасть в монастырь у многих было настолько велико, что сложилось мнение, что в миру вообще «спастись не мощно». Именно в стенах монастырей формировалась тогда русская духовная культура, которая вскоре стала частью европейского наследия.
О великом иконописце известно чрезвычайно мало. Вся его жизнь связана с двумя монастырями: Троице-Сергиевым и Спасо-Андрониковым. Родился он в Московском княжестве, ориентировочно в 1370 г., воспитывался в светской ремесленной среде. В зрелом возрасте он принял монашеский постриг, жил в глухих лесах, в ближайшем окружении Сергия Радонежского, неумолимого врага княжеских междоусобиц, вдохновителя Куликовской битвы.
В монастыре Андрей Рублев получил прекрасное образование, изучая творчество византийских, итальянских и других мастеров. Особенно внимательно присматривался он к произведениям знаменитого Феофана Грека и других работавших в Москве греческих живописцев. Однако их образцам Андрей Рублев никогда не подражал слепо. Следуя строгим церковным канонам, его живопись тем не менее приобрела невиданную дотоле мягкость, задушевность, чистоту и эмоциональность, которые так отличают русскую икону ХV века от византийской суровой, почти сумрачной, живописи. В его произведениях все настойчивее пробивалось подлинное человеческое чувство.
Основная трудность при изучении его творчества заключается в том, что ни от него самого, ни от его учителей и учеников, упоминавшихся в летописи, не дошло ни одного подлинного произведения. Феофан Грек, Прохор-старец и чернец Андрей Рублев расписали Благовещенский собор Московского кремля.
Единственно, что установлено более или менее твердо, это авторство его главного шедевра, созданного в 1420 г. (по другим источникам – в 1411 г.). Икона «Троица» хранится сегодня в Третьяковской галерее.
Писал он ее в самом расцвете сил, в память преподобного Сергия Радонежского, который и посвятил Троице свой монастырь. Для Святого Сергия образ Троицы знаменовал единство и согласие. Тема «тричисленности» была очень актуальна для современников, она стала символом борьбы против инакомыслия и еретиков всех мастей. Андрей Рублев наверняка имел замысел показать единство и равенство трех лиц святой Троицы. Но, как любое большое произведение, икона вышла за рамки замысла, приобретя бесчисленное количество аспектов.
Художник вдохнул новую жизнь в традиционный иконописный сюжет, в библейскую легенду о том, как старцу Аврааму явились трое прекрасных юношей и как он вместе со своей женой Саррой угощал их под сенью дуба, втайне догадываясь, что в них воплотились три лица Троицы. Обычно этот сюжет византийские и восточнохристианские художники передавали очень обстоятельно, выписывая все детали и яства трапезы, хозяев, суетливо прислуживающих ангелам.
Рублев отказался от такой трактовки, он отбросил все второстепенное и несущественное, оставив лишь трех ангелов, евхаристическую чашу и дуб. В иконе, созданной для длительного созерцания, нет ни движения, ни действия. В полном молчании восседают три ангела. Их тела, стройные, легкие, почти невесомые, лишь угадываются сквозь простые греческие хитоны. Их головы слегка склонены, их взгляд устремлен в бесконечность. Каждый из них погружен в свои думы, и в то же время все они переживают единое чувство – смирение. Композиционным центром иконы является чаша с головой жертвенного ветхозаветного тельца. Чашу благословляют руки среднего и левого ангелов. Средний из ангелов – Христос – благословляет чашу в задумчивой сосредоточенности, изъявляя тем самым готовность принять на себя жертву за искупление грехов человеческих. На этот подвиг его вдохновляет Бог-отец (левый ангел), лицо которого выражает глубокую печаль. Дух святой (правый ангел) – это утешитель, вечно юное и вдохновенное начало. Икона показывает акт величайшей жертвы любви и одновременно послушания, готовности на страдания и принесения себя в жертву миру. Добро и красота, которые излучает «Троица», создают неповторимую гармонию в душе каждого, кто ее видел.
Умер художник в Москве, предположительно в 1430 г., похоронен в Андрониковом монастыре.