03 апреля 2009 г.
Пока мы судорожно следим за тем, сколько стоит нефть на мировых рынках, нефтяники и газовики серьезно снизили добычу углеводородов, поставив под вопрос свои амбициозные планы. Получается, что дешевая нефть сейчас мало кому нужна. Добыча нефти в России в марте 2009 г составила 37,141 млн т, против 41,272 млн т годом ранее. Об этом сообщается в материалах ЦДУ ТЭК.
Добыча газа ОАО «Газпром» в марте 2009 г составила 48,870 млрд куб м, против 60,235 млрд куб м за аналогичный период прошлого года.
Экспорт российской нефти в марте 2009 года составил 20,365 млн т.
Экспорт газа из России в 1-ом квартале 2009 года составил 23,946 млрд куб м. К соответствующему периоду прошлого года экспорт сократился на 16,6 млрд куб м. В марте 2009 года экспорт газа составил 11,640 млрд куб м.
Комментарии
Однако, хотя нефтедобыча в упала, экспорт нефти в страны дальнего зарубежья за период январь—март 2009 года вырос на 4% и составил около 52 млн. т. Вероятно это произошло из-за снижения экспортной пошлины при относительном подорожании сырья. Все это сделало экспорт достаточно выгодным.
Считаю, что можно обозначить следующие причины уменьшения производства углеводородов. Во-первых, это падение спроса на энергоресурсы в условиях экономического кризиса, во-вторых - истощение традиционных месторождений и существенная задержка в разработке новых из-за недоинвестирования в течение последних 20 лет.
Сегодня российские компании сокращают инвестиции в условиях, когда переход к освоению новых месторождений требует их резкого увеличения. И если в газовой отрасли все еще возможен определенны рост добычи при условии полного восстановлении спроса, то в нефтедобыче уже сейчас основную роль играет своевременность инвестиций компаний в разработку новых месторождений.
Да, мировой кризис дает о себе знать. Получается, замкнутый круг. Чистая прибыль «Газпрома» по РСБУ в I квартале снизилась в 4,7 раза до 33,04 млрд руб. по сравнению с январем — мартом 2008 г. Это объясняется сокращением объемов потребления газа в дальнем и ближнем зарубежье, а также снижением цены по европейским долгосрочным контрактам и январским кризисом транзита через Украину. Добыча же «Газпрома» снизилась на 18% к I кварталу 2008 г., поставки газа из России на экспорт — в полтора раза (в том числе на 40% — в Европу). Помочь должно было снижение ставки налога на прибыль (с 24% до 20%), а также рост цен: в России в I квартале — на 5% к 2008 г., в Европе — в среднем до $383 за 1000 куб. м (без учета перепродаж зарубежных «дочек») против $340 в начале 2008 г. (данные Минэкономразвития). Но это лишь частично компенсирует падение поставок в Европу: недостача в выручке «Газпрома» до вычета пошлин — около 80 млрд руб.
Неожиданно удачным для газовиков получился март: потребление газа в России почти достигло прошлогоднего уровня. Внутренний спрос постепенно восстанавливается, но мартовский прирост обеспечили непромышленные потребители. Промышленные предприятия сократили закупки, но население и ЖКХ увеличили потребление газа из-за холодной зимы.
В III квартале среднеевропейская цена «Газпрома» должна снизиться до $205 за 1000 куб. м, прогнозирует Минэкономразвития. Но спрос вырастет — европейцы начнут закачку газа в хранилища.
"Газпром" впервые подтвердил, что падение добычи газа в России может носить долгосрочный характер. Руководство монополии рассчитывает, что в ближайшие четыре-пять лет добыча "Газпрома" не превысит 90% от уровня 2008 года. В целом это означает недобор 240-350 млрд кубометров газа — более половины годового объема добычи монополии. В результате "Газпром" может недополучить $62-91 млрд доходов и пересмотреть сроки ввода ключевых новых месторождений.
Все это может привести неблагоприятным последствиям. В результате "Газпром" уже допускает серьезную корректировку своей инвестпрограммы в части приоритетных проектов. Ямал, Штокман, Восточная Сибирь, газификация — эти проекты не снимаются с повестки дня. Но все же, уже сейчас официально было объявлено, что реализация, к примеру, Штокмана будет отставать от графика, а ведь это стратегический проект, направленный на завоевание новых рынков, экспансии участия нашей страны в мировом рынке СПГ. По мнению аналитика, пересмотр сроков ввода инфраструктуры и объектов по добыче на Ямале говорит о недостатке их текущего и перспективного финансирования. Перенос сроков ввода ключевых проектов в текущей ситуации выглядит разумным, но в то же время снижение инвестиций в основные проекты отразится на дальнейшей способности компании нарастить добычу в случае восстановления спроса.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Процесс регистрации займёт немного времени.