English Russian
Москва, июль 2010

Авторизация

Лента комментариев

Партнёры

Люди России - полководцы, Герои войн, люди, внесшие большой вклад в военное дело / Фотография

Михаил Ильич Кошкин

Михаил Ильич Кошкин
23 марта 2010 г.
Под фото подписались - Епихин Антон

Комментарии

  • Епихин Антон Владимирович // Epikhin Написано: 23 марта 2010 г.в 00:09
    Родился Михаил Ильич Кошкин 3 декабря 1898 г. (21 ноября по старому стилю) в деревне Брынчаги Ярославской губернии в многодетной крестьянской семье. Глава семейства вскоре погиб на лесоразработках, и Михаилу с ранних лет довелось думать, как заработать кусок хлеба. В четырнадцать лет подросток уезжает на заработки в Москву, где устраивается подмастерьем в карамельный цех кондитерской фабрики (в советское время — фабрика "Красный октябрь"). Позже Михаила Кошкина призывают на военную службу в царскую армию.

    Октябрьская революция круто изменила судьбу крестьянского сына. В годы гражданской войны в составе частей Красной Армии Михаил Кошкин участвовал в боях под Царицыным и Архангельском, был ранен. В 1921 году прямо из войск его направили на учёбу в Москву. Михаил Кошкин становится слушателем Коммунистического университета имени Свердлова. Со "Свердловки" начнётся его путь в науку. Правда, в 1924 году, по окончании Коммунистического университета, ему вновь доведётся с головой окунуться в столь знакомое с юности кондитерское производство (его назначают директором кондитерской фабрики в г. Вятке). С 1925 по 1929 год Михаил Кошкин работает в партийных органах Вятской губернии. В 1929 году Кошкин вновь садится за конспекты и учебники, а в 1935 году оканчивает Ленинградский политехнический институт.

    Ещё будучи студентом "политеха", он начал работать в конструкторском бюро знаменитого Ленинградского Кировского завода (ОКМО). Получив диплом о высшем образовании, он приходит в этот коллектив на постоянную работу. В то время ленинградцы трудились над созданием бронетанковой мощи молодого советского государства. В эту работу с головой уходит и молодой специалист Кошкин. В кратчайшие сроки поднять важнейшую оборонную отрасль, танкостроение, — было требованием грозного времени. В Германии пришли к власти фашисты, на Дальнем Востоке угрожал японский милитаризм. Активными сторонниками создания мощных танковых частей в Красной Армии являлись и видные военачальники (И.Якир, И.Уборевич, И.Халепский), и руководители тяжёлой промышленности (Г.Орджоникидзе, К.Нейман, И.Бардин, И.Тевосян). Михаил Кошкин, прошедший фронтами первой мировой и гражданской войн, тоже понимал, как необходим Отечеству мощный броневой щит.

    Приведём основные вехи зарождения отечественного танкостроения, которые помогают уяснить, насколько велик был вклад в это важнейшее дело как самого Михаила Кошкина, так и коллектива харьковских создателей грозных машин.
    Памятная почтовая марка с портретом М.И.Кошкина С конца 1918 года на вооружении в Красной Армии появились трофейные танки, захваченные у войск Врангеля, Деникина, Юденича. В основном, это были французские танки Рено. В 1920 году насчитывалось более ста таких трофеев.

    Ряд заводов, в том числе Харьковский, были привлечены к ремонту танков. В том же году из ворот нижегородского завода "Красное Сормово" вышел первенец —отечественный танк, который был назван в духе времени: "Борец за свободу тов. Ленин". В 1919 — 1929 годах в Советском Союзе на заводах Ижорском, Сормовском и Амо-ЗИС изготавливались лёгкие танки "Русский Рено". В целом же в СССР вплоть до 1929 года отсутствовала производственно-техническая база танкостроения, не было технологии производства высококачественной брони, танковых двигателей. А главное — отсутствовали необходимые кадры специалистов, рабочих. Принятое в 1929 году Постановление ЦК партии и Совнаркома "О состоянии обороны СССР" ставило, в частности, важнейшую задачу — получить в течение двух ближайших лет опытные образцы и внедрить в армию современные типы танков.

    Опытное танкостроение было начато на пяти заводах в Москве, Ленинграде, Горьком и Харькове. В 1930 году за рубежом были закуплены образцы современных танков: лёгкие "Виккерс-6т" (Англия) и быстроходные колёсно-гусеничные "Кристи" (США). В том же году было принято Постановление ЦК ВКП (б) и Совнаркома "Об установлении дизелей на автомобили и тракторы", сыгравшее немалую роль в создании танкового дизеля. На Харьковском паровозостроительном заводе (ХПЗ) поисковые работы по танкостроению начались ещё в 1926 году, когда в КБ тракторного отдела была создана группа конструкторов для разработки опытных образцов танков. Позже было создано танковое специальное конструкторское бюро, а в тракторном цехе — участок сборки танков. В марте 1931 года после испытаний на полигоне под Воронежем заводу был передан для изучения один быстроходный танк фирмы "Кристи". К тому времени на ХПЗ уже велось строительство корпусов и цехов танкового производства. Организация танкового производства велась не на пустом месте. В 1920 — 1923 годах завод отремонтировал около тридцати трофейных танков. Использовался и опыт изготовления, ремонта бронепоездов, бронепаровоза, броневиков...

    Во второй половине 1936 года Харьковский паровозостроительный завод имени Коминтерна был переименован в завод № 183. Приказом наркома тяжёлой промышленности Г.Орджоникидзе от 28.12.1936 начальником танкового конструкторского бюро завода № 183 был назначен М.Кошкин. До этого он работал заместителем главного конструктора Ленинградского завода № 185 и уже успел получить орден Красной Звезды за участие в создании первого отечественного "толстобронного" среднего танка Т-46-5. На завод № 183 Кошкин приехал в тяжёлый период репрессий, повод к которым дало то, что в войсковых частях начались массовые поломки шестерён в коробках передач на танках БТ-7. (Так, смещённый вначале с должности руководителя КБ его предшественник А.Фирсов продолжал работать конструктором в бюро вплоть до ареста.)

    Прибыл М.Кошкин на завод, когда в серийном производстве выпускались танки БТ-5 и БТ-7 и конструкторское бюро, несмотря на молодость, уже имело определённые наработки (танки Т-12, Т-24, БТ). Однако для самостоятельного конструирования новых современных танков КБ пока недоставало опыта и конструкторских кадров. М.Кошкин, мало знакомый коллективу завода, тем не менее быстро и безо всяких трений вошёл в его жизнь. Он чутко воспринимал обстановку того времени, привлёк к работе многих конструкторов, производственников и военных, разделяя их наболевшие проблемы, трудности и переживания. Он был принципиален, трудолюбив и честен. Благодаря этим качествам он очень быстро приобрел авторитет на заводе. По воспоминаниям ветерана танкостроения А.Забайкина, "Михаил Ильич был прост в обращении и деловит. Не любил многословия. Как конструктор быстро входил в суть конструкции, прикидывая её надёжность, технологичность, возможности массового изготовления. Внимательно выслушивал нас, технологов, и, если наши замечания были обоснованными, немедленно их использовал. Его любил коллектив".

    Менее чем за год под руководством М.Кошкина, с участием его ближайших помощников А.Морозова и Н.Кучеренко, других конструкторов, была выполнена модернизация танка БТ-7 с установкой в нём дизеля В-2. Это был первый в мире танк с танковым дизелем. Харьковский завод передал Красной Армии в 1936 — 1940 годах 790 модернизированных танков БТ-7М. В сентябре 1937 года из Автобронетанкового управления РККА поступило задание на разработку нового маневренного колёсно-гусеничного танка. Михаил Кошкин сформировал группу самых квалифицированных конструкторов для создания нового танка. В краткие сроки был выполнен проект нового танка А-20, в точном соответствии с заданием заказчика. В проект были внесены принципиальные новшества: броневой корпус с расположением толстых противоснарядных броневых листов под углом, новый привод к ведущим колесам, три из четырёх опорных катков (по борту) стали ведущими и др. В процессе работы над проектом возникла дискуссия: нужен ли на танке колёсный ход при наличии гусеничного? Опыт эксплуатации танков БТ, в том числе во время гражданской войны в Испании, свидетельствовал, что колёсный ход хорош только на шоссе, но на целине, на песке ведущие колеса (хоть их и было три пары) отказывали. Тогда и была проявлена в Харькове инициатива создания второго варианта танка — чисто гусеничного под индексом А-32.

    Период испытаний нового танка. Михаил Кошкин со своей командой Инициативный вариант А-32 отличался от А-20 не только отсутствием колёсного хода, но и наличием пятого опорного катка, что увеличивало опору гусеничной ленты на грунт. В период постановки на серийное производство быстроходного танкового дизеля БД-2, завершения проектных разработок по созданию колёсно-гусеничного танка А-20 и инициативного варианта А-32 с чисто гусеничным ходом завод № 183 из-за прошедших арестов, репрессий руководства был "обезглавлен". В октябре его возглавил Юрий Максарев — выходец с Ленинградского Кировского завода. Юрию Евгеньевичу удалось добиться рассмотрения на Высшем военном совете в Москве проектов обоих танков: и А-20, и А-32. Сталин, выслушав мнение присутствующих, решил дать возможность заводу изготовить оба варианта и затем параллельно их испытать. К середине 1939 года опытные образцы танков А-20 и А-32 были изготовлены и после сдаточных пробегов представлены Государственной комиссии для испытаний.

    В июле — августе 1939 года танки испытывались в Харькове. Комиссия вынесла вердикт: "По прочности и надёжности опытные танки А-20 и А-32 выше всех выпускаемых ранее..." Однако комиссия не отдала предпочтение ни одному из вариантов, заметив, что оба они выполнены хорошо и пригодны для эксплуатации в войсках. Всё решила практика: большую тактическую подвижность в условиях пересечённой местности во время боёв в Финляндии (осень-зима 1939 г.) доказал гусеничный танк. В предельно сжатые сроки провели доработку танка по замечаниям комиссии: усилению бронезащиты, вооружению и др. В А-32, кроме новаторской идеи гусеничного хода, Михаил Ильич Кошкин воплотил гармоничное сочетание высоких боевых качеств по огню, бронезащите и маневренности. Постановлениями Комитета обороны предписывалось изготовить два гусеничных танка на базе А-32 с учётом утолщённой до 45 мм брони и установки 76 мм пушки, а также именовать танк — Т-34.

    Два опытных танка Т-34 были изготовлены и переданы на войсковые испытания 10 февраля 1940 года. Эти испытания, проходившие в феврале - марте, полностью подтвердили высокие технические и боевые качества нового танка. А 5 марта 1940 года два танка Т-34 вышли с завода в контрольно-испытательный пробег по маршруту Харьков — Москва. Главный конструктор Михаил Кошкин возглавил этот пробег. На Ивановской площади Кремля 17 марта 1940 года танки Т-34, а также боевые машины, изготовленные другими заводами, были продемонстрированы членам правительства. По просьбе Сталина механики-водители Н.Носик и О.Дюкалов проехали по площади. Осмотрев "тридцатьчетвёрки", Сталин одобрительно отозвался о них, назвав новый танк "первой ласточкой". После кремлёвского смотра танки Т-34 испытывались на подмосковном полигоне и на Карельском перешейке. В апреле сорокового года, возвращаясь своим ходом в Харьков, под Орлом один из танков опрокинулся в воду. Помогая вытаскивать его, Кошкин, уже простуженный, сильно промок. По возвращении в Харьков он по настоянию врачей был госпитализирован.

    Показ танков в Кремле стал переломной вехой в летописи создания Т-34. Танк был рекомендован для немедленной постановки на производство. На 183-м заводе закипела работа по подготовке серийного выпуска "тридцатьчетвёрки". Михаил Кошкин, несмотря на болезнь, продолжал активно руководить доработкой танка. Главный конструктор работал на износ. Его болезнь внезапно обострилась. Из Москвы срочно вызвали специалиста-хирурга. Больного прооперировали: пришлось удалить лёгкое. Но это не помогло. Михаил Ильич скончался в сентябре 1940 года в санатории «Занки» под Харьковом, где проходил реабилитационный курс лечения. За гробом главного конструктора шёл весь завод.

    В октябре 1940 года было начато серийное производство танков Т-34. В конце сорокового года начальником КБ — главным конструктором был назначен А.Морозов. Он продолжил дело своего предшественника, проводя доводку поставленного на серийное производство Т-34. Сам А.Морозов сразу после окончания Великой Отечественной войны в 1945 году писал: "Основы конструкции танка Т-34 заложил и разработал Михаил Ильич Кошкин. Он организовал коллектив молодых конструкторов, постоянно учил их не бояться трудностей, которых бывает всегда немало при решении сложных задач. Этому замечательному конструктору мы, в первую очередь, обязаны появлением такого совершенного типа танка, каким является Т-34".

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.

Процесс регистрации займёт немного времени.

Вы искали

Оцените анкету

При поддержке

Rambler's Top100
студенческая страничка дипломы и рефераты ВУЗы поступающим в ВУЗы поиск работы известные люди форум популярные нано-технологии

Телефон отдела по работе с участниками проекта  (495) 650-14-82

Телефон отдела по работе со спонсорами проекта  (495) 705-94-13