© Колосов Д.Ф. АрхангельскийГТУ
06 апреля 2010 г.
Начало своего доклада хочу посвятить одному из тезисов, который я преследую в своей научной деятельности уже несколько лет, а именно:
Нефтяная промышленность - это один из крупных источников загрязнения окружающей среды. К началу 21 века в России на территории нефтегазодобывающих предприятий было размещено 1,14•106 т. неутилизированных нефтешламов.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕФТЕОТХОДОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА НЕФТЕГАЗОПРОМЫСЛАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРА
презентация ( будет выложена позднее)
Комментарии
2. Личный вклад автора – поднят вопрос о рациональном использовании нефтеотходов, приведены факты и цифры, указывающие на исключительно положительный эффект (в том числе и экономический) от возможного внедрения приведенной в работе технологии при строительстве дорог и технологических площадок. – 1 балл
3. Актуальность темы работы – работа очень актуальна, о чем и говорится во введении: «к началу 21 века в России на территории нефтегазодобывающих предприятий было размещено 1,14•106 т. неутилизированных нефтешламов». Уже давно стоит проблема утилизации нефтеотходов и в работе как раз приводится способ ее решения. – 1 балл
4. Научная новизна – всю новизну автор проекта «убил» в своем заключении, указывая, что идея не нова и уже нефтегрунты применялись для строительства. Но автор пишет, что «на базе Архангельского государственного технического университета были проведены лабораторные испытания образцов ТТГ, изготовленных на основе смеси карьерного песка с нефтешламом и нефтью, на строительные свойства» и анализ сравнения полученных данных с ГОСТовскими требованиями «подтверждает целесообразность изготовления и применения ТТГ в качестве строительных материалов, их долговечность (морозостойкость) в условиях Крайнего Севера». Возможно, приведенное сравнение не делалось до этого и экономический эффект не указывался, в чем и состоит новизна. – 0,5 балл
5. Возможность внедрения результатов работы – ну, это вообще «лежит на поверхности» - автор пишет, что использование нефтегрунтов «позволило бы не только утилизировать продукты аварий на нефтепромыслах, но и обеспечить ускоренное строительство подъездных путей, способствующих уменьшению количества тех же аварий за счет ведения планово-предупредительного ремонта». Но, в заключении так же указываются и препятствия на пути к внедрению - «сложность согласования использования нефтегрунтов с природоохранными органами» - 0,5 балл
Итого – 4 балла.
Работа очень понравилась, если честно, впервые слышу о таком способе использования нефтяных отходов в «благих» целях.
1 - хотя в докладе и не упоминается об этот, но вся новизна метода заключается не в самой концепции по вторичному использованию нефтешламов в качестве "вяжущих" для грунта с целью получения дорожно-строительных материалов, а в особой технологии изготовления: в лабораторных условиях образцы техногенного термоокисленного грунта (ТТГ) в процессе своего изготовления подвергались поэтапной термообработке при заданных температурах и с определенной продолжительностью, что позволило получить ТТГ с требуемыми физико-механическими свойствами, удовлетворяющими требованиям ГОСТа к дорожному покрытию.
2 - по поводу сложности согласования с природоохранными органами я не согласен. Автор пишет: "в России применение нефтегрунтов в дорожных конструкциях допускается только по согласованию с органами санитарной инспекции и Минприроды России, при условии соблюдения технологических мероприятий, исключающих растекание и вымывание нефти" - на самом деле по результатам изложенных лабораторных испытаний было получено положительное заключение санитарно-эпидемиологической службы РФ (об этом тоже не упоминалось).. Второй момент: образцы ТТГ во время испытаний в лаборатории выдерживались под водой в течении 4х суток, при этом выделения нефтяных фракций из грунта на поверхности воды не наблюдалось, таким образом "условие соблюдения технологических мероприятий, исключающих растекание и вымывание нефти" выполняется. Поэтому не вижу никаких трудностей в согласовании с природоохранными органами: все экологические нормативы выполняются... было бы желание, а нужный документ (разрешение) на использование ТТГ получить не такая уж проблема, несмотря на возможные бюрократические проволочки... Я считаю что основным препятствием по внедрению данной технологии в производство является консерватизм многих компаний в подобных вопросах: зачем создавать новые организационные и технологические схемы, когда можно нанять подрядную дорожно-строительную организацию, а нефтешлам захоронить на полигонах?!... это во многом проще...
Надеюсь сумел пояснить кое-что за некоторую критику думаю Дмитрий не в обиде, просто с ним этот вопрос мы обсуждали неоднократно, и я все же останусь при своем мнении
Не совсем ясной явилась научная новизна работы. Особенно, это стало очевидным при ознакомлении с заключительной частью работы. По моему мнению, если упоминать в работе об использовании подобных разработок кем-то ещё в более раннее время, то необходимо сделать упор на различия между исследованиями, провести сравнительный анализ и более ярко выделить нововведения.
В целом, работа понравилась и, на мой взгляд, достойна 4 баллов.
5 points.
NM
Цитата из текста статьи: «Опыт строительства промысловых дорог, площадок на Европейском Севере показывает, как правило, их низкие эксплуатационные показатели - значительные просадки грунтов в теле насыпей, большие затраты на содержание и ремонт»
Думаю, что последнее характерно не только для Европейского Севера, это особенности национального строительства (хищения+растраты).
Регионально это осложняется климатическими условиями – контрастность температур и пр.
Касательно норм/регламентов – насколько полно и точно они соблюдаются?
Сама идея статьи «повышения уровня надежности и снижения стоимости сооружений предлагается применительно к северным условиям использовать упрочненные нефтеотходами (нефтешлам, нефтезагрязненный грунт, тяжелая фракция нефти) грунты» импонирует. Трезвый здравомыслящий подход.
Спасибо автору.
Итог - 4.
Моя оценка 4.
Хорошая 4! Успехов тебе, Дмитрий!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Процесс регистрации займёт немного времени.