09 марта 2010 г.
Добрый день, коллеги!
В первую очередь хотелось бы еще раз поблагодарить администрацию сайта за возможность открыто выражать свое мнение, но, друзья мои, мне кажется, что мы несколько отдалились от основной темы конкурса. Политика и экономика – это отличные темы для рассуждений, но я бы хотел несколько подробнее остановиться именно на топливно-энергетическом комплексе (далее ТЭК), его насущных проблемах, развитии и нашем с Вами месте в нем.
В настоящее время ТЭК и энергетика в целом являются приоритетными отраслями промышленности, приносящими львиную долю дохода в государственный бюджет. Несмотря на постоянное развитие, инновации, как и любая другая отрасль, она имеет некоторого рода проблемы, которые я и хотел бы с вами обсудить.
Я уже практически три года занимаю должность инженера ПТО УБРа (производственно-технологический отдел управления буровых работ), по должностным обязанностям занимаюсь, в том числе сбором и анализом производительного/ непроизводительного времени, аварийности и соответственно часов затраченных на ликвидацию последствий инцидентов и аварий.
Обобщая результаты анализа можно сделать следующий вывод: большая часть аварий происходит по вине персонала, т.е. пресловутого «человеческого фактора» и по причине износа оборудования.
Для начала разберемся с причинами «человеческого фактора» - это нарушения дисциплины, правил и норм техники безопасности (далее ТБ) и промышленной безопасности (далее ПБ), недостаточная квалификация персонала и отсутствие опыта работы в сложных геологических условиях. К сожалению, чаще всего приходится сталкиваться именно с нарушениями ТБ и ПБ, повлекшими за собой травмы (в т.ч. тяжелые и несовместимые с жизнью). Если говорить о недостаточной квалификации, то здесь ситуация совсем проста: ни для кого не секрет, что сейчас можно приобрести практически любые «корочки», сертификаты, аттестаты и дипломы. Касательно этих проблем, я могу предложить следующее:
1. Обязательное первичное (при трудоустройстве) тестирование знаний рабочих и ИТР на профпригодность, дифференцирование их по соответствующим уровням;
2. Жесткий контроль за соблюдением ТБ и ПБ, поддержание дисциплины с обязательным «сухим законом» на Объектах работ;
3. Периодические проверки Объектов работ по соблюдению п.2.
А соответственно второй проблемой является техника и оборудование, а конкретнее их соответствие горно-геологическим условиям работ и уровень износа.
С каждым годом сложность извлечения углеводородов на дневную поверхность увеличивается; чаще бурятся т.н. «сложные» скважины, т.е. скважины с большими отходами, пилотными стволами, горизонтальными участками большой протяженности. Существующий парк буровых установок (в большинстве своем представленный БУ-3000 ЭУК, производства МК «Уралмаш») морально и физически устарел, имеет средний возраст 18-20 лет и фактически требует списания с последующей утилизацией. Но небольшие буровые предприятия, порядка 3-4 бригад, не имеют возможности приобретения современного бурового оборудования. Удалив эти предприятия из тендерного рынка, может возникнуть проблема монополизации рынка крупными буровыми компаниями и соответствующей диктатуры цен.
Для решения поставленной задачи малым предприятиям просто необходимы значительные финансовые инвестиции, т.к. стоимость новой БУ отечественного или импортного производства с привышечными сооружениями составляет сотни миллионов рублей.
Я предлагаю следующее:
1. Сокращение допустимых сроков службы БУ с привышечными сооружениями с 25 до 15 лет;
2. Введение льготного лизинга и кредитования при покупке нового отечественного оборудования;
3. Инвестирование средств в развитие отечественного машиностроительного комплекса, тем самым добиться снижения стоимости бурового оборудования.
Если говорить о проблемах «нефтянки» и бурения в целом, то самой серьезной, на мой взгляд, является сокращение объемов работ. Экономический кризис очень сильно ударил по буровикам, в том числе по признанным лидерам с мощнейшей технической базой и бюджетом. В 2008 – 2009 гг. многие тендеры были приостановлены, долгосрочные контракты – заморожены, смонтированные на месторождениях установки – законсервированы, а многие бригады оказались в неоплачиваемом отпуске. Хотя кризис со временем «отпускает», некоторые малые предприятия и по сей день находятся практически на грани банкротства.
Но это не самое страшное. Разведанные месторождения со временем вырабатываются, уменьшаются дебиты, растет обводнение продукции. Для открытия новых месторождений и поддержания валовой добычи, по расчетам Западно-Сибирского Научно-Исследовательского Геологоразведочного Нефтяного Института, в ближайшее время требуется пробурить как минимум 3 млн. метров поисковых и разведочных скважин, вместо которых в текущем году планируется пробурить в лучшем случае только 15%.
Таким образом, как государству, так и нефтегазодобывающим компаниям необходимо обратить внимание на эти проблемы и направить финансовые потоки на развитие и укрепление геологоразведочного и эксплуатационного бурения Сибири.
С уважением, Лев.
Комментарии
это очень не хорошо, с этим нужно что-то делать!
и сокращение объемов работ чувствуется тоже очень сильно! месторождения старые сейчас находятся в поздней стадии разработки и действительно многие скважины очень сильно обводнены (кстати иногда и по причине людей), нужно разрабатывать новые конечно и продумывать лучшие методы интенсификации конечно. Но для всего нужны деньги)
про китайцев ничего не скажу. знаком с представителем компании, есть ком.предложения, характеристики. но лучше посмотреть все в деле, лучше после 3-5 лет ударной проходки)
про китайцев - скажу что знаю - если в эксплуатации 2-3 года (причем правильной эксплуатации), то работает идеально, но потом все равно начинает его трясти и лихорадить((( по крайней мере такое встречал на буровых типа RT203150LD... у них самая слабая часть: смазочная и резино-техника (в основном все смазки начинают мерзнуть при -30, приходится отогревать для 1,5-2 часов работы + резина мороз не держит), но тут думаю вина на специалистов-проектировщиков, а заказчиков, которые не могут нормально сформулировать желаемое... + ЦС имеет пару ооооочень больших недостатков, на кондукторе там в пору ложиться да помирать))))
2. Большая отдаленнотсь насосного блока от самой буровой на первых скважинах (то есть насосный блок -стационарен от начала до конца бурения куста, а сама вышка и ЦСГо двигаются к нему), поэтому на первых скважинах даже 3х насосов не хватает для продавки.
3. Конструкция мерников - особенно устройств для выгрузки во время чистки (придумал будто садист какой-то) - отверстие сбоку мерника на высоте 10 см от пола + квадратное и в него даже лопата не пролазит. Вобщем - чистка мерников на ЭУКах в 10ки раз более продуманная, хотя опять же несовершенная. А если используется полимерный раствор, то можно ложиться в мернике и сразу умирать...)
Ну это так только несколько, сейчас навскидку не особо еще чтото припоминаю)
А сита работаеют нормально, то есть им не дают полной загрузки, вот они со всем и справляются - пока помбуры в желобе гребут - половина шлама падает за борта и к к концу кондуктора там нарастают кучи под человеческий рост, которые опять же помбуры в ручную таскают в амбар...
А вот по приросту запасов - кк ножом по сердцу......Больная тема!!!!! Пока государство не пойдет на встречу и само не будет участвовать в ГРР, ничего не сдвинется с места!!!!!
Нужно менять и усовершенствовать технологии разработки месторождений, повышать коэффициент нефтеотдачи! От нашего поколения нефтегаза будет многое зависить - сядем мы окончательно на иглу или же будем как-то рацилнально использовать наши богатства!
Призываю всех задуматься!!!!!
мы тут отразили некоторые вопросы, но это темы, которые касаются бурения и разработки и они далеко не все) народ, требую активности)
С большим интересом прочитала Вашу статью. Все проблемы, которые Вы освещаете, имеют место быть. Безусловно, их нужно решать. По поводу ТБ. Ваши предложения, не только на мой взгляд, являются рациональными и обоснованными. Более того, на многих предприятиях, на сколько мне известно, применяется и тестирование, и поддержание "сухого закона". В настоящий момент я прохожу практику на одном из НГ предприятий г. Томска, там введена система тестирования. Дипломы действительно можно купить, но принимают человека на работу все же после собеседования - и вот здесь должна грамотно работать кадровая служба организации. По поводу износа оборудования. Это проблема, пожалуй, для всех отраслей экономики России. Льготное кредитование можно ввести только, если государство будет спонсировать его. Здесь перспектива, как с автоВАЗом - вы покупаете отечественное, но со скидкой. Ответьте на вопрос: по сравнению с зарубежным оборудованием качество качество наших буровых установок на каком уровне? И сколоко предприятий в России выпускают такое оборудование? Вы подняли очень интересную тему, но я, откровенно говоря, положение на рынке буровых компаний детально не изучала. Буду рада пообщаться на данную тему.
Буровые установки в России производят два промышленных "монстра": Волгоградский завод буровой техники ("ВЗБТ") и МК "Уралмаш" (Екатеринбург).
Касательно качества скажу следующее: импортные буровые я только видел (производства немецкой фирмы Bentec), но не работал. По отзывам работающих на них - буровые замечательные во всех отношениях. Но новые отечественные (особо отмечу БУ-4500) тоже очень неплохие.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Процесс регистрации займёт немного времени.