14 мая 2010 г. 17:54
Многие участники конкурса не раз бывали за границей, оставшимся, верю, это ещё предстоит (кстати, отношусь ко второй группе) Нашла, на мой взгляд, интересную статью, посвященную описанию различий в деловом этикете в некоторых странах и хотела бы с Вами ею поделиться
Существуют правила, которые применимы вне зависимости от страны и национальности. Среди них:
* уважать национальные традиции, религию;
* не сравнивать со своей страной или критиковать чужую;
* знать и пользоваться титулами,
* запоминать имена и правильно их произносить;
* всегда помнить о пунктуальности;
* позаботиться о визитных карточках;
* обязательно вставать, когда звучит национальный гимн.
* И другие.
С одной стороны, знания этикета своей родной страны может быть достаточно при общении с представителями других культур, но с другой стороны, существует ряд особенностей, которые тоже полезно знать. Например, в Турции принято принимать гостей в бане, в Японии – постоянно извиняться, а в Латинской Америке дурным тоном считаются разговоры о жаре. Грубейшей ошибкой по отношению к швейцарцам будет сравнение их с немцами. Итальянцы, несмотря на свои национальные черты – экспансивность, порывистость и общительность, в бизнесе очень сдержанны и чопорны. Финны предпочитают решать многие деловые вопросы в сауне или ресторане. Они обладают чувством юмора (в отличие от немцев, которые в бизнесе «не шутят»), и любят подшутить над собой. А переговоры с китайцами могут затянуться от нескольких дней до нескольких месяцев. У всех есть свои отличительные черты, главное – воспринимать их с уважением.
Английский этикет
* Стандартным приветствием в Англии является простое рукопожатие (как для мужчин, так и для женщин). Очень важной считается процедура знакомства: Если представляют своего коллегу лицу, занимающему более высокий пост, первым полагается назвать имя высокопоставленного лица.
* Англичане часто избегают открытого взгляда глаза в глаза.
* Не стоит подходить слишком близко либо дотрагиваться до англичан – для них очень важно личное пространство.
* На встречи необходимо всегда прибывать вовремя, можно даже на несколько минут раньше до назначенного времени.
* При ведении бизнеса в Англии не принято дарить подарки.
* В современном английском этикете неофициального характера легкое постукивание по своему носу означает, что что-то должно остаться в секрете.
* Современный английский этикет гласит, что на бизнес – ланч часто приглашают в паб, где будет предложена легкая закуска и, возможно, немного пива. А после деловой встречи следует воздержаться от разговоров о работе.
Японский этикет
* Японцы приветствуют друг друга поклонами. Это может быть простой кивок головой или глубокий поклон до 90? - все зависит от социального статуса человека.
* Бизнес переговорам обязательно предшествует обмен визитными карточками. Принимать их необходимо обеими руками, а прежде чем спрятать, нужно внимательно их изучить.
* Так же как и англичан, не стоит трогать японцев руками или обниматься с ними. А если при разговоре попытаться поймать взгляд японца, он смущается и проявляет желание быстрее закончить разговор.
* В отличие от Англии в Японии принято дарить подарки, как на официальной встрече, так и в обычной обстановке. Обычно подарки преподносятся в конце встречи.
* Японцы предпочитают не произносить слово «нет». Если им задали вопрос, они вполне могут ответить «да», но означать это может и отказ.
Этикет США
* Американцам присущи такие черты характера как независимость, самостоятельность, умение соревноваться и выигрывать. Во время ведения переговоров они настойчивы, жестко отстаивают свои позиции и интересы. При этом они могут навязывать свои правила игры.
* Рукопожатие при приветствии или прощании длиться 3-5 секунд; необходимо помнить, что смотреть в глаза в этот момент означает показать свою заинтересованность, искренность и доверие. А улыбка – знак дружелюбия.
* Визитными карточками обмениваются во время представления друг другу или когда один из партнеров уходит.
* Деловые встречи могут проходить во время завтрака, обеда или ужина – все зависит от срочности.
* Подарок на деловой встрече может быть расценен как взятка, поэтому уместнее будет подарить красиво подписанную открытку.
Этикет Германии
* При ведении бизнеса в Германии очень важно помнить о пунктуальности. Даже небольшое опоздание на 10-15 минут может служить помехой в налаживании деловых отношений. Если опоздание неизбежно, нужно обязательно позвонить и предупредить вашего потенциального партнера. Более того, необходимо объяснить уважительную причину опоздания.
* Следует избегать назначения встреч на пятницу после 14.00-15.00 часов – многие компании в это время уже не работают.
* Комплименты в немецком бизнесе не приемлемы, и особенно от малознакомых людей будут восприняты с подозрением.
* Если Ваша деловая поездка в Германии длится несколько дней, маловероятно, что немцы предложат Вам вечернюю развлекательную программу. Просто они сочтут, что Вам необходимо отдохнуть от дел, самостоятельно провести время.
* Однако если Вы принимаете немцев у себя в гостях, то нужно тщательно продумать культурно-развлекательную программу для них с тем, чтобы расслабиться и немного забыть о делах.
Французский этикет
* Деловая встреча во Франции будет проходить скорее за обедом, чем за ужином. О бизнесе заговорят не раньше, чем подадут кофе или десерт, а до этого можно поговорить о культуре или искусстве, вполне допустимо касаться проблем личной жизни.
* Французские деловые люди готовятся к предстоящим переговорам основательно, досконально изучают все аспекты и поступающие предложения. При этом они очень осторожны.
* Многие французы говорят по-английски, но если Вы выучите несколько французских фраз и произнесете их, то это будет неплохим вкладом в развитие Ваших отношений.
* Французы ориентируются на поддержание отношений в будущем, поэтому будут стараться «подружиться» со своими партнерами.
* При общении с ними возможны ситуации, когда противоположные точки зрения могут явиться предметом спора. В этом случае Вы заслужите большое уважение, если сумеете достойно оперировать фактами и отстоять свою позицию.