|
К списку
Музей русских суеверий в Янтарном (Калининградская область)
14 июня 2010 г. 20:13
Народные суеверия отличаются необычайной живучестью и приспособляемостью, передаются русскому человеку на генном уровне. Никакой мировой прогресс не повлияет на наше убеждение, что нельзя смотреть в разбитое зеркало, а для того чтобы не сглазить, надо обязательно сплюнуть три раза и постучать по дереву. Наверное, многим также знакома ситуация, когда, встретив на своем пути черную кошку, человек по крайней мере нерешительно приостановится, в большинстве же случаев прохожий непременно совершит нехитрый ритуал, гарантирующий избежание несчастья: возьмется за пуговицу, плюнет три раза через левое плечо, пройдет опасных участок дороги спиной вперед или просто подождет, пока кто-нибудь другой пересечет несчастливую линию.
В 2002 году резчик по дереву Михаил Семенов создал музей русских суеверий. Среди экспонатов музея есть статуэтки древних духов, персонажи сказок и народных поверий.
Табличка со следующим текстом висит при входе музей:
"О вере в приметы
Вопрос. Если мне дорогу перебежит черная кошка - обязательно будет неприятность. Почему?
Ответ. Потому что в этом верим. Хотя наша Россия и праздновала тысячелетие Крещения, дух суеверия, язычества ещё остался. И народ верит: икнут - кто-то меня вспоминает; чихнут - правду сказать; в ухе зазвенело - известие будет; нос зачесался - к выпивке; ладнь - к деньгам; кошка дорогу перебежала - несчастье; паук опустился - к известию; ложка со стола упала - женщина придет, а нож - мужчина... И масса других примет. Каждому естественному проявлению придаем особое магическое значение.
По вере нашей будет!"
Музей, он же мастерская.
Сам создатель музея говорит, что он в приметы не верит, а интересуется ими только в прикладных целях.
Профессия Михаила никак не связана с резьбой по дереву, и заниматься резьбой он начал только на четвертом десятке лет.
Музейная экспозиция занимает одну небольшую комнату
А это - творчество жены и дочери создателя музея русских суеверий
Мышь кошельная приумножает достаток
Жердяй (в центре фотографии)
Самый бестолковый дух с судьбиной, лишенной всякого смысла. Длинный, тощий, шатается ночной порой по улицам, греет руки в трубе, заглядывает в окна, попусту пугая людей
Грибы на стене выросли - к богатству. Найти и не сорвать - больше не вырастет
Лесовики (две маленькие фигурки на ветке)
Дед и бабшка лешего. Маленькие, похожие на ежей, шустрые лесные духи. Бодрствуют с конца лета до середины осени. Все это время веселятся, водят хороводы, потешают лешего, шелестят листвою, копошатся, умаются и долго-долго спят. Есть Леший в каждом лесу. Там он полноправный хозяин. Леший, если идет лесом, ростом ровняется самым высоким деревьям, но в то же время, выходя, для забав и прогулок на опушки, ходит там ниже травы, укрываясь за любым ягодным кустиком. Умеют Лешие хохотать, аукаться, свистать и плакать по-людски и делаются бессловесными, то только при встрече живыми людьми.
Гнездо
Омело - чертово гнездо, с этим растением надо быть поосторожнее.
В гнезде черного дрозда можно отыскать камень, приносящий счастье; в гнезде орла - огневик, или орлов камень, сохраняющий его обладателя от огня, болезней и порчи.
Чтобы куры были плодовитыми и неслись только на своем дворе, в гнездо наседки кладут рождественскую солому.
Шишига (низ фотографии)
Существо маленькое, горбатое, брюхатое, с крючковатыми руками. Днем отоспится, а ночью хватает зазевавшихся прохожих и тащит их в воду. Ее вотчина - мелкие водоемы с речушками, покрытые камышом.
Боровики
Маленькие старички, хозяева грибов. Потихоньку загляните под грузди или рыжики, если не станете шуметь, возможно они и покажутся.
Алконост
В русском фольклоре на протяжении длительного времени этот образ претерпевает ряд изменений, и Алконост предстает уже в ипостаси мифической райской птицы грусти и печали. По описанию с настенного лубка, поет она так, что "сама себя не ощущает", а кто ее услышит, тот обо всем позабудет, "тогда ум от него отходит, и душа его из тела исходит". Великое утешение и отдохновение несет пение Алконоста.
Ключи
Не клади ключи куда попало, не стучи ими, не бросай на стол, иначе выйдет ссора дома
Лихо
Лихо одноглазое, бросается сослепу на кого попало, на бедного, на богатого, не разбирая. Иной раз обойдет злого человека, грешника, и навалится на хорошего да трудолюбивого и будет на шее сидеть, ноги свесив
Коровья смерть
Существо, несущее гибель крестьянскому стаду. Является на Агофью в образе безобразной, злой старухи, руки граблями. Спастись от нее можно лишь побив ее осиновыми поленьями или совершив древний обряд опахивания деревни, через пахотную черту Коровья Смерть не ходит.
Василиск
Вылупляется из яйца, которой раз в сто лет разрешено снести петуху и которое молодая девица шесть недель носит подмышкой. Некоторые из василисков имеют петушиную голову и тело дракона и от его вида люди умирают.
Злыдни
Злые духи, крошечные существа без глаз, языка и ушей , что не мешает им хозяевам дома приносить всяческие неприятности
Дворовой
Дух хозяйничает во дворе и в хлеву. Привередлив и своенравен, но старики знали, как ублажать и задабривать Дворового. Не то осерчает - намаешься! Ведь любит и холит он коней только вороных и серых, а белых, к примеру, на нюх не перенести. Вот и приходится коня немилой масти во двор вводить не иначе как через шубу, разостланную в воротах овчиной вверх.
Востуруха
Добрый домашний дух. Живет за печкой и караулит воров. Не может произойти ничего плохого в доме, где живет Воструха, ничего не пропадает из этого дома - ни достояние, ни красота, и непорочность юных девушек, в нем живущих.
Бутылка
На столе должно стоять нечетное количество бутылок, пустые сейчас же убирать, чтобы не пустела "Полная чаша" в хозяйстве. Видеть во сне бутылки - к попойке.
Ни пуха ни пера
В старину нельзя было желать удачи охотнику, т.к. это пожелание могли услышать злые духи. Поэтому обычно желали обратное, говоря например: "Ни пуха ни пера!" (т.е. не принести никакой добычи)
Мир вокруг людей всегда был полон загадочных и необъяснимых фантомов, которые народ в своих рассказах изображал невиданными фантастическими существами, наделенными вполне реальными человеческими качествами. И эти существа не просто живут рядом с людьми в своем параллельном мире духов, но активно взаимодействуют с ними в повседневной жизни. Трудно представить крестьянский быт без домового, кикиморы, банника, овинника, а лес и водоемы - без леших, водяных, русалок. Человеческие страхи и опасения нашли воплощение в образах ведьм, колдунов, покойников и другой зловредной нечисти. Веру в защитников, покровителей, наоборот, олицетворяли духи добрые. Через все эти образы мы можем приоткрыть тайны духовной жизни, культуры, психологии наших, прадедов и даже лучше понять самих себя.
Комментарии
|
|