English Russian
Москва, июль 2010

Авторизация

Лента комментариев

Партнёры

К списку

Японский сад и дзэн

4335b09b75ab.jpg

Японский философ и психолог Судзуки Дайсецу (1870 - 1966) в молодости был учеником дзэнской школы Риндзай-сю в Энгакукее, большом монастыре Камакуры. Затем учился на филологическом факультете Токийского университета. Судзуки Дайсецу в 1909—1920 годах преподавал в Университете Гакусюин и в Токийском императорском университете, а с 1921 года - в Университете Отани, где получил степень профессора. В 1936 году он посетил Великобританию, где читал лекции о дзэн-буддизме. Затем профессор жил в США и Европе, читал лекции по буддизму в Колумбийском, Гарвардском и многих других университетах и колледжах. На Всемирном конгрессе религий
в Лондоне в 1936 году Судзуки Дайсецу выступил на тему о Высшем Духовном Идеале, отрывок из его речи я разместил ниже.

cecb73eba9bd.jpg

Позвольте мне рассказать вам, как я жил до того, как приехал в Лондон. В моей стране крыши домов кроют соломой. Японские домики в большинстве своём маленькие. Так вот, и поныне в деревне можно увидеть множество домиков с соломенной крышей, и в таком домике я живу. Я встаю утром, со щебетом птиц. И раздвигаю окна, которые выходят прямо в сад. Японские окна совсем другие, чем здешние, английские. Английские окна чем-то напоминают прорези в стене, а японские - это как бы сочетание английских окон и стен. Поэтому, когда открываешь японские окна, одна сторона дома вовсе исчезает. Сам дом раскрывается прямо в сад. Дом и сад нераздельны. Сад - это дом, дом - это сад; здесь же дома совсем обособлены. Дом существует сам по себе - как и тот, кто в нём живёт: человек полностью разобщён с тем, что его окружает. Там - природа, тут - я; вы- это вы, я - это я; и между ними - природой, естественным окружением, и обитателями дома - как бы нет никакой связи.

10f3ebeb2cc8.jpg

059fad6577ae.jpg

c35a249e90ab.jpg

Так вот, когда японские окна раскрыты, дом словно продолжается в сад. И я могу смотреть на деревья совсем свободно - не так, как через английское окно, когда я скорее выглядываю в сад. Я вижу деревья, произрастающие из земли. И когда я смотрю на эти деревья, произрастающие прямо из земли, мне кажется, я ощущаю нечто таинственное, исходящее от них и от самой матери-земли. И мне кажется, я живу вместе с ними, и они во мне и со мной. Я не знаю, можно ли назвать это общение духовным.

***
© Судзуки Дайсецу

a03d6d9fd453.jpg

3c0e7ce9ef5a.jpg

197c71b36259.jpg

828bd507655d.jpg

В конце речи профессор Судзуки Дайсецу рассказал притчу об учителе дзэн Есю.

Притча от Судзуки Дайсецу

Его звали Есю, и монастырь, где он обычно жил, славился каменным мостом - творением самой природы. Как правило, монастыри строились в горах, и место, где Есю в основном обитал, было известно своим каменным мостом через быстрины. Однажды к учителю пришёл монах и спросил: "Это место славится своим природным каменным мостом, но вот я пришёл и не вижу никакого каменного моста. Я вижу лишь прогнившую толстую доску. Где же ваш мост, прошу вас, скажите мне, о учитель?"

Вот такой вопрос был задан учителю, и учитель так ответил на него: "Как? Ты видишь эту несчастную шаткую доску - и не видишь каменного моста?" Ученик воскликнул: "Но где же он - этот каменный мост?" И вот ответ учителя: "Лошади проходят по нему, обезьяны проходят по нему, кошки и собаки... (прошу прощения, если я добавлю немного больше, чем на самом деле было сказано учителем)... кошки и собаки, тигры и слоны проходят по нему, мужчины и женщины, бедные и богатые, молодые и старые, скромные и знатные (здесь можно привести сколько угодно таких пар противоположений); англичане и, быть может, японцы, мусульмане, христиане; духовность и материальность, идеальное и реальное, возвышенное и самое обыденное. Все они проходят по нему, и даже ты, о монах, отказывающийся узреть его, на самом деле весьма беспечно идёшь по нему - и, поверх всего, не испытываешь никакой благодарности за это. Ты не говоришь "Благодарю тебя" - за то, что проходишь по мосту. Какая же польза тогда от этого каменного моста? Видим ли мы его? Идём ли мы по нему? Мост не возмущается и не говорит: "Я - ваш высший духовный идеал". Каменный мост лежит себе ровно и проходит молчаливо из безначального прошлого, быть может, в бесконечное будущее".

9a3d7f7aedac.jpg

Каждый дзен-сад имеет свое название и скрытый смысл. Один из садов может состоять из большого валуна и нескольких камней поменьше, выстроенных в ряд за большим, и назывался так: "Тигрица с детенышами переплывают реку". Другой символизировал дракона, пересекающего море, третий - цаплю и черепаху.
Очень часто при виде дзен-сада возникают ассоциации, подтвержающиеся позже его названием. Камни причудливо выступают из гальки, напоминая гребни дракона, панцирь черепахи или горы Японии.
Некоторым садам больше тысячи лет, они являются национальным сокровищем Страны Восходящего Солнца.

38644742_2357130.jpg

ec0be07c79f8.jpg

Различают два типа садов: с холмами и плоские. Выбор каждого из типов зависит, как правило, от характера почвы и общей площади, отводимой под будущий сад. Если в нашем распоряжении имеется большой участок, то в нем могут комбинироваться оба типа японских садов. Обычно сады с холмами имеют водоем, водопад или каскад. Плоские сады — это "сады камней", "сухие сады", "сады мхов". Также важно учитывать и для чего создается сад - для прогулок или же созерцания.

pic01.jpg

23.jpg

Во всех видах японского искусства существует три основные формы: полная, сокращенная и краткая. Упрощение заключается не столько в сокращении количества предметов сада, сколько в замене реального элемента его символом: песок может изображать воду — отсюда эффект "сухого моря", камни — это горы или острова.

1242509345_4373.jpg

Apr4160147.jpg

Apr4160254.jpg

Apr4160306.jpg

38645580_874093312.jpg

В саду должны быть такие растения: сосны, кипарисы, бамбук, вечнозеленый кустарник. Карликовые мандариновые деревья, сосны и кипарисы создают уют и атмосферу спокойствия. Нередко поблизости дома высаживают пальму или банановое дерево специально для того, чтобы слушать «музыку капель» во время дождя. Обычай ставить каменные фонари, символизирующие «свет истины, разго­няющей тьму», имел как утилитарные функции (освещение дорожки в темноте), так и чисто эстетические (подсветка сада, дающая возможность созерцать его и ночью). Гармония камней и деревьев, холмов и водопадов, сочетание песка, вечнозеленых кустарников и хвойных пород издавна содержит в себе философский смысл: эти мотивы отражают слияние культуры и природы, характерное для восточной традиции. Само понятие «сад» связано в Японии с наблюдением, созерцанием природы, гармонией между человеком и бесконечной Вселенной.

kyoto-garden-v-050.3.jpg

Paradise%20Garden.jpg

371204416_d0ec6cf65a.jpg

e4946fc4a85a.jpg

822f4df07bb4.jpg

b47dc5ff1651.jpg

7558a41463b5.jpg

20393e44c9d0.jpg

10dcf494ea3b.jpg

ec0c57631978.jpg

39c4341b98bb.jpg

e9ce5c75f455.jpg

0e30d7c3d6a5.jpg

672c414bb083.jpg

48b208c91e95.jpg

bffc7c350d89.jpg

cfd0a6da3f25.jpg

Для японской традиции характерно видеть и находить все красивое везде: и в простом, и в изящном. Неурбанизированная сельская Япония похожа на естественный ухоженный парк, а японский сад — его уменьшенная миниатюрная копия. Ландшафтные дизайнеры уверены, что со временем все обязательно оценят преимущества японского сада, ведь уже сейчас отдельные любители имеют хотя бы миниатюрный уголок с множеством изысканных японских элементов: фонариков, мостиков, чайных домиков, беседок, зонтиков, водоемов в виде фонтанов, ручейков, каскадов и водопадов — ведь это идеальное место отдыха и релаксации.

 

Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.

Процесс регистрации займёт немного времени.

Вы искали

Оцените анкету

При поддержке

Rambler's Top100
студенческая страничка дипломы и рефераты ВУЗы поступающим в ВУЗы поиск работы известные люди форум популярные нано-технологии

Телефон отдела по работе с участниками проекта  (495) 650-14-82

Телефон отдела по работе со спонсорами проекта  (495) 705-94-13