24 мая 2010 г. 15:50
Мертвый город – это не термин из дискуссии писателей-фантастов и прочих футурологов. Это напрямую касается сегодняшнего дня… Город, в котором есть все: дома, магазины, автомобили, деревья, автобусные остановки, но нет ни единой живой души. Есть ли у него будущее?
Города почти всегда возникали исходя из экономической целесообразности. Перекрестки торговых дорог, перевалочные пункты на водных путях становились центрами зарождения городской жизни. Они вырастали из маленьких поселений или отстраиваются с нуля согласно Госпланам. С их развитием всегда связаны большие надежды, и кажется, что их история будет не короче римской. Однако долгая судьба уготована не для всех. Города, еще вчера населенные тысячами людей, сегодня пустуют, словно декорации.
Почему города, села и деревни иногда вымирают? У каждого города своя история, своя печаль и беда. И все же основные причины известны. Это могут быть стихийные бедствия и катаклизмы, истощение ранее изобилующих различными богатствами природных источников, военные действия, закрытие стратегических объектов, действия различных религиозных сект, необъяснимые явления или даже простая оплошность.
Вспомним Сибирь, Северный Урал, Якутию и Дальний Восток, где когда-то раскинулся архипелаг
ГУЛАГ.
Сколько там было лагерей, сказать трудно. Многие были "стерты" еще при Хрущеве. Но при уничтожении документов и номенклатуры зачастую сам лагерь сносить забывали. По сей день эти пустынные лагерные города существуют. Вместе с ними простаивает и ветшает неучтенная недвижимость, сотни тысяч акров земли, которую можно было бы использовать.
Конечно, речь не идет городах, помнящих дух экологических трагедий и катаклизм. Достаточно вспомнить Чернобыль. О масштабах аварии на ЧАЭС знает каждый. В настоящее время город
Припять остается "мертвым" городом.
Пустующие здания постепенно приходят в упадок, разрушается система городских коммуникаций.
Есть случаи вымирания городов в связи с появлением в них различных заболеваний. Таким местом является десяток брошенных поселков около
"Чертова кладбища" (район реки Ковы, притока Ангары). Людей выселяли оттуда настолько спешно, что в большинстве домов даже остались незаправленные кровати. Оно по-прежнему терзает воображение исследователей. Чертово кладбище появилось в 1908 г. сразу после падения Тунгусского метеорита. Сначала в этом аномальном месте наблюдали дыру в земле, которая со временем была завалена трупами животных. В начале 80х в эти аномальные места отправились многочисленные самодеятельные экспедиции. И многие энтузиасты поплатились своими жизнями за попытку раскрыть тайну аномальной зоны. Загадка до сих пор не раскрыта.
Но все же стоит отметить, что большинство городов пустуют по другим причинам и места там вполне пригодны для жизни.
Достаточно распространенной причиной разрухи является простая человеческая "оплошность". Ведь для того, чтобы город перестал существовать, его не нужно сносить, достаточно вычеркнуть его из истории страны, стереть из всех документов.
Другой сценарий омертвения города – природные катастрофы. Так печально известен город
Нефтегорск, полностью разрушенный сильнейшим землетрясением на Сахалине и так и не восстановленный.
Есть подобные селения и недалеко от Москвы, в Рязанской области. Достаточно вспомнить поселок под названием
Курша-2.
На поселок набросился целый огненный шквал. Курша-2 прекратил свое существование буквально за один день. Масштабы трагедии таковы, что для людской памяти в этих краях Курша – это та же война.
Причиной вымирания городов может стать и истощение земли и полезных ископаемых, ради которых, собственно, они и возводились. Примером может служить поселок городского типа
Хальмер-Ю, что в переводе с ненецкого означает "долина мертвецов".
С конца 50-х началось комсомольское освоение одного из самых северных месторождений коксующего угля в СССР. Вокруг шахты быстро вырос поселок городского типа с населением более 7 тыс. человек. Однако здешний уголь оставался дорогим удовольствием для страны. С переходом новой России к рыночной экономике встал вопрос о целесообразности существования Хальмер-Ю. И в конце 1993 года правительство РФ приняло постановление о ликвидации бесперспективной шахты и расселении поселка. С тех пор о поселке городского типа Хальмер-Ю забыли
За тысячи километров от "долины мертвецов", под низким небом Колымы в безвестности гибнет брат-близнец Хальмер-Ю – поселок городского типа
Кадыкчан.
Поселок с населением в 6 тыс. человек стремительно угасал после взрыва на местной шахте в 1996 году. Через несколько лет произошло замораживание единственной местной котельной, после чего жить в Кадыкчане стало невозможно.
Заброшенный район Воркуты -
Рудник. Был построен для работников угольных шахт. В конце 80-ых финансирование шахт прекратилось, и район опустел.
Первый населённый пункт в Воркутинском районе. В 1943 году На основе посёлка образовался город Воркута. На данный момент используется как полигон для проведений военно-спортивных игр страйкбол и пейнтбол.
Щелкино и сегодня еще производит на посетителя унылое впечатление — обшарпанные бесхозные дома, по улицам гуляет ветер, прохожих в городе на удивление мало, кажется, даже меньше, чем домов. А какие радужные перспективы рисовались перед каждым, кто приезжал сюда строить атомную станцию, судьба которой оказалась незавидной…
Строительство
Крымской АЭС, начавшееся в 1976 году, но прекращенное в 1989 году в связи со сложными геологическими условиями в районе расположения объекта, Советский Союз вложил, по разным оценкам, от 500 до 750 млн советских рублей в ценах 1984 года. Достаточно сказать, что для обслуживания будущей атомной электростанции был построен целый город - Щелкино. На складах незаконченной АЭС оставалось материалов ориентировочно еще на 250 млн рублей.
Крымскую АЭС начали распродавать по частям!!!
В России также существуют и целые заброшенные районы из-за сложной экономической ситуации. Один из примеров –
восточное Припечорье (в районе рек, текущих с западного склона Приполярного Урала). На Щугоре было множество деревень, о которых сейчас редко кто вспомнит: Мичабичевник, Усть-Паток, Усть-Малый Паток, Гердьювом.
На берегу озера Воже в Вологодской области заканчивает свой земной путь бывший город с названием
Чаронда. Некогда через Воже проходил водно-волоковый путь от Белого озера дальше на Север. На холме посередине западного берега, окруженная водой, расцветала Чаронда. Село, посад, и, наконец, в XVIII в. полноценный город с собором, церквями, улицами и огромной пристанью вырос в северном безмолвии. Более 1700 домов и 11 тыс. жителей, с 1708 г. – центр Чарондской области Архангелогородской губернии с правом городского самоуправления.
Правда, в городском статусе Чаронде удалось продержаться совсем недолго. Торговый путь через город начал хиреть, а вместе с ним утекала жизнь из удивительного места.
Агдам (арм. Акаку) — деревня в Нагорном Карабахе. Бывшая столица с населением 150 тысяч человек, Агдам сегодня воспринимается как город-призрак, безлюдная земля в некогда «горячей точке» бывшего СССР. В 90-е годы город был разрушен, его здания разграблены.
Оставшиеся руины, которые считаются армянскими, являются сегодня яблоком раздора между конфликтующими народами: России и Грузии на севере и северо-западе, Армении и Ирана на юге и юго-западе. Данное место является географической границей Европы и Азии и по некоторым мнениям считается частью двух или одного из континентов. Учитывая беспорядки, которые царят в регионе, маловероятно, что город когда-то будет вновь отстроен.
Безлюдные улицы, пустые глазницы окон, ветер гонит по улицам осколки и обрывки прошлой жизни... Покинутые города – российская реальность. Разбросанные по необъятной нашей стране, словно памятники ушедшим эпохам, они обладают какой-то необъяснимой привлекательностью.
Города почти всегда возникали исходя из экономической целесообразности. Перекрестки торговых дорог, перевалочные пункты на водных путях становились центрами зарождения городской жизни в России. Не зря когда-то одним из названий Руси было Гардарика, то есть "страна городов". И уже тогда города с завидной регулярностью запустевали и, в конце концов, исчезали с лица земли и из народной памяти. Кто, кроме профессиональных археологов, помнит сегодня о таких городах, как Ярополч-Залесский или Перевитеск?
Что-то похожее происходит с городами и сегодня. Одни умирают столетиями, другие погибают стремительно, ломая привычную жизнь и судьбы своих обитателей.